Zu-l-karnain
20-08-2007, 19:44
Вот меня одна вещь заинтересовала очень: что думал Толкиен о магии. Недавно мы обсуждали игровые характеристики Гендальфа.
Как Толкиен представлял себе магию? И вообще, те, кто хорошо знают текст, что там кастал Гендальф? Была ли у него боевая магия, наносящая прямой урон врагу? Мне сдается, что один раз он точно скастал молнию и прогнал назгула. И потоп, который они устроили с Элрондом - тоже боевая магия.
Но как представлял себе ее Толкиен? Насколько магия у него проработана?
Spectre28
20-08-2007, 20:39
Zu-l-karnain, Гэндальф, собственно, не маг как таковой. Он - майа, т.е. ближе к стихии, наверное. В остальном же магия у Толкиена не так чтобы сильно разнообразна. Руны и артефакты, классика. Т.е. магия нуждалась таки в каком-то вещественном воплощении. Других случаев я просто не помню, признаться.
Spectre28
собственно, имелись еще и некоторые чары эльфов, к примеру, как те, что использовал Государь Финрод, чтобы применить к отряду зачарованные образы орков=)
Ну, и магия Врага - однако несколько иной природы - та, что управляла кольцами=)
Zu-l-karnain
20-08-2007, 20:57
Майар и майа - одно и тоже?
Вы знаете, я безусловно с Вами согласен.. Гэндальф в каком-то смысле имеет возможность работать с материей непосредственно, да.
Но он точно говорил о каких-то Неснимаемых Наговорах, которыми он запечатывал двери в Мории. В остальном -да, магии в том смысле, в котором она есть на Кринне и Фаеруне, у Гендальфа нет.
Как я понимаю, он может вызвать молнию просто усилием воли, а не прочитав заклинание Lightning bolt?
Раз уж речь зашла о великом маге... Гэндальф - сам Олорин или его аватара? Или можно сказать, что это Олорин, принявший людское обличие?
Странно, про него не так много материала в сети... кажется, он входит в тройку самых известных магов.. Мерлин, Гарри Поттер и Гэндальф.. наверное, они самые известные.
Spectre28
20-08-2007, 20:58
Aquiel, правильно, так он их накладывал на эльфов в отряде, т.е. тоже не обошлось без чего-то вещественного. Интересно, получилась бы у него чистая иллюзия, или нет? Или пришлось бы там травинки заколдовывать?)
С другой стороны интересен поединок Финрода и Саурона. Вот что за магия использовалась там?
//Майар и майа - одно и тоже?
майар - множественное число от майа. Так же как валар - вала.
Zu-l-karnain
Гендальф и Олорин -это разные имена одного и того же майа=) И соответственно он вовсе не был аватарой кого бы то ни было, а был вполне самостоятельным=)
Spectre28
я, честно говоря не вполне понимаю, почему ты считаешь чары эльфов исключительно вещественными, на это нет прямого указания. Опять же - поединок - это состязания силы заклятий. Финрод и Саурон мерялись именно силами, вызываемыми в песенных заклинаниях - собственно они вот никак не вещественны=)
Spectre28
20-08-2007, 21:07
Aquiel, вот это меня и смущает. Саурон - ладно, он тоже майа) Получается, что силы эльфов и майар сходны. Но у гномов, скажем, кроме рун не поминается ничего. Да и песенный поединок уникален, кажется?
Spectre28
Понимаешь, песенный поединок уникален не собственно по форме, а потому что сражались майа и эльф, то есть изначально неравные силы. Что то я не припоминаю, чтобы Фирнод сильно удивился, когда получил предложение поучаствовать в таком действе, из чего логично сделать вывод, что это не было чем то, выходящим из ряда вон=)
А гномы.. у них не было магии - по-моему, даже рунической. Ворота Мории - эльфийское творение=) Ну, гномов нечто другое в этой жизни вообще интересовало)
Добавлено:
Anrisia
а что такое "питерский перевод"?=)))
Spectre28
20-08-2007, 21:23
Aquiel, насчёт неравенства сил - спорно, ибо Лютиэн, в отличие от Финрода, с задачей справилась, причём теми же методами. Думаю всё же да, силы эльфов и майар (соответственно и валар) схожи и отличаются только по уровню, так сказать) А песенный поединок... есть шанс, что это иносказание и было это на самом деле поединком образов. Или, как вариант, восприятия реальности. Чьё восприятие, чьи образы победят - тот и на коне. Видимо, у Лютиэн мотивация была выше.
Все чистое было в глазах короля:
И птиц Нарготронда веселое пенье,
И трав на лугах ароматных цветенье,
И море, и свет, и земля.
Был страшен ответ Саурона и скор,
И вновь в Альквалонде мечи засверкали,
В Лосгаре опять корабли запылали,
И мрак затопил Валинор.
Что до гномов... с ходу не скажу, да( помню только что оружие эльфы у них заказывали (у наугрим), но, может, только ради закалки а не какой-то силы.
Spectre28
нет, песенный поединок - это не иносказание, а именно состязание заклятий, песен силы.
Сравнение с Лютиэн и ее подвигом здесь не совсем корректно, потому что в случае Финрода был именно декларированные поединок, один на один. А Лютиэн фактически своей песней лишь привлекла внимание Саурона - а добивали они его вместе с Хуаном - не одними песнями.
Что касается гномов - то тут есть еще такое соображение - так как гномы скрывали свой язык, руны на оружии всегда использовались только эльфийские. Поэтому у меня всегда складывалось такое впечатление, что эти защитные руны сами эльфы и ставили=)
Что касается Гэндальфа - отчетливо помню вполне "словесные" заклинания, которые он использовал:
"Наур ан эдрайт аммен!"
"Аннон эделлен, эдро хи аммен! Феннас ноготрим, ласто бен ламмен!"
EllessaDdin
26-12-2007, 23:37
К теме (не в разговор,но тоже вроде сюда). Насколько я помню, Толкиен резко разделял магию и волшебство. Магия для него означала скорее обман,шарлатанство,фокусы. А добрые силы в Средиземье обладали не магией, а неким даром,чем-то посланным свыше. Поэтому, Саруман к концу повествования был уже магом...
Он терпеть не мог, когда Гэндальфа называли магом. В оригинальном тексте же Гэндальф определяется как wizard, что не совсем соотносится с понятием маг, скорее ведун...
Просто после прочтения статьи Толкиена, немного корежит его определение как мага...
Цитата(EllessaDdin @ 26-12-2007, 22:37)
К теме (не в разговор,но тоже вроде сюда). Насколько я помню, Толкиен резко разделял магию и волшебство. Магия для него означала скорее обман,шарлатанство,фокусы. А добрые силы в Средиземье обладали не магией, а неким даром,чем-то посланным свыше. Поэтому, Саруман к концу повествования был уже магом...
Он терпеть не мог, когда Гэндальфа называли магом. В оригинальном тексте же Гэндальф определяется как wizard, что не совсем соотносится с понятием маг, скорее ведун...
Просто после прочтения статьи Толкиена, немного корежит его определение как мага...
В английском языке есть слова wizard, sorcerer, warlock, mage и возможно что-то еще. В русском языке есть слова "волшебник", "маг", "колдун", "чародей" и возможно что-то еще. В большинстве случаев они вообще считаются синонимами. Какое из этих английских слов следует заменять каким из русских - не очевидно. В русском языке я принципиального различия между словами "магия" и "волшебство" не вижу.
EllessaDdin
30-12-2007, 2:27
Честно говоря я тоже, не примите за претензию. Я просто вспомнила то, что об этом писал сам Толкиен. Привычка к определенным переводам слов сказывается - внимание заостряется само собой.
Agnostic
31-12-2007, 5:03
К слову о поединке Саурона и Финрода. Мне эта магия представляется похожей на ту, что описана в повести Г.Л. Олди "Витражи патриархов". В моём понимании это магия слова, но выраженная не заклинаниями (если понимать заклинание как нечто вроде афоризма - короткое и устойчивое высказывание), а стихами-песнями, сочиняемыми на месте, как импровизация.
Цитата(Alaric @ 26-12-2007, 23:48)
В английском языке есть слова wizard, sorcerer, warlock, mage и возможно что-то еще. В русском языке есть слова "волшебник", "маг", "колдун", "чародей" и возможно что-то еще. В большинстве случаев они вообще считаются синонимами. Какое из этих английских слов следует заменять каким из русских - не очевидно. В русском языке я принципиального различия между словами "магия" и "волшебство" не вижу.
А по-моему, очевидно... хотя бы в некоторых случаях. "Wizard" - этимологически "ведун", в смысле, знающий. Не знаю, может быть, в современном английском, этот оттенок смысловой уже не воспринимается - у Роулинг волшебники тоже "wizards", но Толкин его вряд ли мог не учитывать.
Так что в случае с Гэндальфом перевод "маг" вообще был не шибко корректен, хотя к нему все привыкли.
"Слово "магия" я использовал не вполне последовательно: ...Галадриэль даже вынуждена объяснять хоббитам, что они ошибочно употребляют это слово как для обозначения уловок Врага, так и действий эльфов. Их [эльфов] Магия - это искусство, освобожденное от многих его человеческих ограничений ... Врага всегда занимает абсолютная Власть". Короче говоря, разница скорее этическая, чем техническая.
И еще, для полноты картины: "Характерная особенность "магии" в моей истории состоит в том, что ни через "знание", ни через заклинания к ней не приходят".
Песенный поединок Финрода и Саурона - Финрод проиграл тогда, когда Саурон "припомнил" ему в своем ответе резню в Альквалонде и сожженные корабли. Так что опять-таки - подоплека этическая.
Encantador
9-04-2008, 19:33
Магия и волшебство в Амбаре - принципиально разные вещи. Магия - технология и наука, основанные на силе (в т.ч. силе «артефактов» - колец и т.д.), более того, мнится мне, магия – часть Кольца Моргота (той «Порчи», которая превратила Арду в Арду Искаженную); волшебство элдар и майа – совершенно иное явление – оно подобно таланту художника, певца, ему нельзя научиться, прочитав гримуар или пройдя обучение в Хогвартсе, волшебство можно лишь «развить», в том числе и «развить» в магию, как это было в случае с Саруманом.
Вопрос о «предметной магии» несколько некорректен в мире Амбара (Земли) – силмарилли, палантири, волшебные кольца в первую очередь произведения искусства, значительно более совершенного и могущественного чем то, которое характерно для амбара нашего времени (напомню, что Профессор писал о нашем мире, лишь в иную историческую эпоху – 6000-7000 лет тому назад.)
На мой взгляд, магия Арды - понятие весьма эфемерное. По крайней мере, истинная магия, изначальная, а не изученная, приобретенная. И предназначена она, безусловно, для творения и созидания. Боевая магия - слегка неестественный виток развития.
Айнуры (отдельно стоит упомянуть истари, как наиболее подходящих под светское определение "маг"), эльфы, и некоторые сущности "за гранью" - Том Бомбадил например, обладали ею изначально, и могли делиться определенными знаниями в этой области с остальными. Но остальные изучить эту магию едва ли могут. Истинную магию. А черные фокусы, рожденные воспаленным разумом Саурона - вполне.
Ну а кроме существ, да, магией в Арде обладали определенные места и вещи - артефакты, заряженные ее по умыслу вышеупоямнутых существ, или же от банального нахождения существ рядом. Выходит, магия в Арде буквально витала в воздухе. Однако, со временем ощутить ее было все сложнее; она улетучивалась. Да, времени подвластно абсолютно все, и Саруман предпочел заменить магию аналогом - куда более доступным ресуром - машиной. Ибо, кроме прочего, машина прекрасно служит для сеяния зла. Кому нужна какая-то неосязаемая магия, если вот тебе рабочая сила и механизмы с абсолютной гарантией достижения цели? Саруман, Саурон избрали механику, попутно, в принципе, продолжая строить козни врагам своими черными чарами.
Получается, магия у Толкиена - это действительно нечто сродне таланту. Она в крови. И основное качество, необходимое для ее использования - воля.
...именно сделав понятие магии неуловимым и ускользающим от взора, Толкиен вдохнул в произведение ореол настоящего волшебства, таинства.
Iris Sarrd
30-03-2009, 15:24
Цитата
А черные фокусы, рожденные воспаленным разумом Саурона - вполне.
Хммм... а вам напомнить, что Саурон - один из майар и его черные фокусы - это достаточно сильная, на мой взгляд, магия.
Спасибо, я в курсе :)
Однако, проведу разделение между истинной магией майар и черными фокусами. Первое - было инструментом, как я говорил, для созидания, и с его помощью Саурон творил всяких чудищ и занимался постройкой недвижимости, кроме прочего. А колдовством (которое не существовало изначально, в отличии от первого пункта) он запугивал, устрашал, уничтожал. И обучил ему своих вассалов, назгулов.
Iris Sarrd
30-03-2009, 15:40
А создание Кольца относится к созданию чудовищ или постройке недвижимости?
Прошу читать повнимательнее:
Цитата(Shirow @ 30-03-2009, 14:36)
Gullet Månen
30-03-2009, 23:07
А вот мне непонятен поединок между Гендальфом и Саруманом. Я конечно понимаю, что Саруман сильнее был, но сила та была в посохе. Посох как волшебная палочка?
А потом, когда Гендальф вернулся он тоже стал белым магом и сильнее Сарумана, но в силу чего? Своей чистой души?
Может я и ошибаюсь, но я это понимаю так:
До тех пор, пока Саруман действительно был Белым, он был сильнее Гендальфа - души и помыслы у обоих были равно светлыми, а Саруман был сильнее изначально, а его сила(частично,наверное,но довольно большая часть) заключалась в посохе.Потом,когда он уже "потемнел", он все еще мог пользоваться силой,заключенной в посохе. А чтобы стать сильнее,самому стать белым и победить Сарумана, Гендальфу потребовалось умереть и переродиться - после этого они оказались в разных положениях - душа Сарумана стала темной, и поэтому он уже не мог пользоваться своим могуществом,стал слабее Гендальфа.
В ВК в каждого мага доброметр что ли встроен?
Iris Sarrd
31-03-2009, 0:20
Цитата
В ВК в каждого мага доброметр что ли встроен?
Ну, всем же известно, что Саруман Белый, пытаясь углядеть планы Саурона в Палантире, попал под влияние темного владыки и сошел со светлого пути.. =)
С Гэндальфа после смерти скорее всего были сняты некоторые ограничения. Он стал меньше смертным и соотвественно больше майа.(истари были ограничены в силах).
Саруман же променял свою силу на технологии. Так же как Моргот, который распространил свою власть на своих рбов, но сам при этом стал гораздо слабее.
Это облегченная версия форума. Для просмотра полной версии с графическим дизайном и картинками, с возможностью создавать темы и писать ответы, пожалуйста, нажмите
сюда.