Мир Dragonlance - Форум - Помощь - Поиск - Участники
Перейти к полной версии: Фэнтези, как способ бегства
Форум Dragonlance > Литература > Фэнтези и фантастика
Rianna
http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2002/3/gub.html

Здесь ссылка на статью Владимира Губайловского. Будьте так добры, прочтите и оставьте свой мнение о ней. Я получила её в бумажном виде от преподавателя литературы и отыскала в сети, чтобы выложить сюда и узнать, с чем Вы здесь согласны, а с чем нет.
Меня просто очень расстроило, что именно так думают о фэнтези критики взрослые, старшего поколения - с лёгким пренебрежением и укором.
Alaric
А чего тут обсуждать ... Толкин написал великую книгу. Уже больше полувека она позволяет куче народа зарабатывать деньги путем написания всяческих статей и диссертаций на этой почве.

На мой взгляд, автор выдвинул свой тезис (о том, что фэнтези-мир красив, но там нет людей, которым можно сопереживать), и все факты тупо подгонял под него. Я сильно подозреваю, что фэнтези он читал довольно мало. Например, по-моему, любой обитатель данного форума может накидать вагон и маленькую тележку названий книг фэнтези, где "нравственных колебаний и поисков" хоть отбавляй. А автор почему-то считает, что в фэнтези им не место. Как он вообще Толкина читал, интересно?

Обвинение фэнтези в эскапизме ... Автор не первый и не последний. Тем не менее, любая книга фэнтези так или иначе несет на себе отражение реального мира. И некоторые книги фэнтези на самом деле описывают реальный мир куда лучше, чем "реалистические" романы. Толкин, кстати, тоже отражал реальный мир, просто реальный мир Толкина от нас уже очень далек и очень сложно увидеть эти отражения.

Цитата(Rianna @ 3-07-2009, 12:27)
Меня просто очень расстроило, что так думают о фэнтези критики взрослые, старшего поколения - с лёгким пренебрежением и укором.

Критик - это человек, книги писать не умеющий, но лучше всех знающий как это делать smile.gif Работа у них такая. Не обращай внимания.
Эгильсдоттир
Цитата(Alaric @ 3-07-2009, 14:58)
Как он вообще Толкина читал, интересно?

Видимо, по диагонали)))
Что же до статьи - интересно, для чего человечество уже не первую тысячу лет сочиняет мифы? Тоже пытается "убежать от действительности"?
Гетсуга_Теншо
Влияние Толкина на "развитие" различных направлений литературы, как и влияние на людей, прочитавших его книги - неоспоримо.
Ну, и конечно же,
Цитата
Уже больше полувека она позволяет куче народа зарабатывать деньги путем написания всяческих статей и диссертаций на этой почве.

100% верно.
Насчет восприятия fantasy, как попытки убежать от реальности - в принципе, может и так, мнение имеет право быть. В книге М. С. Дяченко "Казнь" (на правах рекламы - всем рекомендую к прочтению) мужчина говорит глав.герою: "Знаете почему я не могу читать ваших рассказов? Потому что если дама в кринолине, а мужики в кольчугах и с мечами - мне хочется сказки, Ирена. Иного, так сказать, мира... мироустройства... чтобы были лесные духи, гномы там разные, кровавые войны, жестокие законы... любовь... А не бытовые, простите, разборки с печальным исходом." (с)
Фентези-миры, особенно если они очень хорошо прописаны, действительно увлекают за собой, их хочется больше, к самым впечатлительным, после прочтения, эти миры приходят во снах. Я, например, если очень устаю от всей этой ... ... ... хм, проблем, скажем так, часто читаю какое-нибудь фентези, очень помогает расслабиться.

Цитата
Например, по-моему, любой обитатель данного форума может накидать вагон и маленькую тележку названий книг фэнтези, где "нравственных колебаний и поисков" хоть отбавляй.

Это да. Опять, все те же Дяченко... ну, или Олди например. Хотя, нет, все-таки Дяченко. То, что они пишут фентези - это факт. И их фентези именно про "нравственные колебания и поиски" (Казнь, Долина Совести)
Rianna
Alaric, спасибо, как первому отписавшемуся. smile.gif Хотела знать, убедил ли Вас автор статьи.

До боли обидно, что фэнтези не пускают в мир "взрослой критики" и относятся несерьёзно.

Моё мнение.
Цитата
"целое поколение российских писателей пытается отвести глаза от катастрофы, постигшей страну. Но реальность нельзя оставлять без присмотра, она имеет свойство мстить за невнимание”.

Ёлки-палки, кто же неволит? Пусть авторы "серьёзно" реалистичной прозы пишут интересно и захватывающе - будем читать, кто же против? Создайте альтернативу фэнтези, проблема (если она существует, конечно) будет решена. Я не знаю современной реалистичной прозы, которая была бы интереснее и глубже многих романов-фэнтези.

Цитата
И тогда ему открылся Толкиен с его “Властелином колец”, где все откровенно и строго, абсолютно и определенно. Если злодей — то злодей беспримесный, практически не маскирующийся, всегда опознаваемый. Если герой — то тоже подлинный. Это мир, в котором нет места нравственным колебаниям и поискам.

От и неправда. Арагорн мечется между короной и прошлым предков, Арвен мечется между бессмертием и любовью, Фродо мечется между Кольцом и совестью, Фарамир страдает от нелюбви отца. Кто умеет видеть, тот увидит. А полярность зло-добро, на мой взгляд, обусловена у Толкиена лишь жанром, и не более - эпическое повествование легенд требует такого противопоставления.

Цитата
Модельное построение текста необходимо Толкиену для полной и исчерпывающей познаваемости созданного мира. Для того чтобы стать таковым, этот мир должен быть последовательно секулярным — отдельным, отделенным от мира, в котором пребывает читатель.

По мне так наоборот. Толкиен пытался связать оба мира накрепко одной пуповиной. Общие мифы и легенды, общие ценности, общее прошлое, будущее и, возможно, настоящее...

Цитата
Если солнце опускается в “незамутненные прозрачные воздушные бездны” — то есть заходит за чистый горизонт, — откуда возьмется полоса? Полоса бывает только тогда, когда солнце подсвечивает облака. Но ведь их нет. Чем же любовались “путники”? Автор не видит пейзажа.

Странно. По-моему, пейзажа не видит Губайловский - если есть облака, никакой ленты не получится, ведь они явно будут затемнять небосвод, а если горизонт чист, на нём может как рза прявиться такая полоса, сливаяющаяся с самими закатом. Я анпример, себе это отлично представляю, в отличие от автора статьи. Или он читал невнимательно?
Cordaf
Цитата(Rianna @ 3-07-2009, 14:04)
До боли обидно, что фэнтези не пускают в мир "взрослой критики" и относятся несерьёзно.

Эээ, а почему обидно-то?) Нам-то какая разница, относится кто-то там к фэнтази серьезно или нет?)
Axius
Цитата
автор выдвинул свой тезис (о том, что фэнтези-мир красив, но там нет людей, которым можно сопереживать), и все факты тупо подгонял под него.

Плюс адын. Автор, как и многие журналисты, не озабочивается исследованиями. У него тупо имеется точка зрения, которую он последовательно раскручивает, крайне избирательно подбивая аргументы.
Кроме того, у нас есть сомнения в возможности объективно судить о жанре, а именно - в широте кругозора. Мир Толкина - классика, но литература не стоит на месте, и сегодня произведение произведению рознь. И не только по внешним формальным параметрам вроде мира, существ или космологии, но и самой сути: сложно, скажем, поставить в один ряд "Сагу о Копье" и, скажем, "Песню Огня и Льда" (последняя, к слову, реалистичней реалистичного по манере изложения). У авторов абсолютно иные задачи. Здесь же ни намёка ни на что-либо, помимо "сферического фэнтези в вакууме", каковым автору представляется Толкин.
Что до эскапизма, то, можем сказать, в умеренных количествах вещь вполне нормальная, благо фэнтези - не квинтэссенция этого явления. Множество других произведений искусства также в состоянии заставить воспринимающий субъект от реальности. Можно сказать, это зачастую первичная цель. Ничего предосудительного в этом нет, благо, мы не знаем ни одного автора, который всерьёз желал бы переселить навсегда читателей в свой мир.
Гетсуга_Теншо
Цитата
От и неправда. Арагорн мечется между короной и прошлым предков, Арвен мечется между бессмертием и любовью, Фродо мечется между Кольцом и совестью, Фарамир страдает от нелюбви отца. Кто умеет видеть, тот увидит. А полярность зло-добро, на мой взгляд, обусловена у Толкиена лишь жанром, и не более - эпическое повествование легенд требует такого противопоставления.

И Боромира еще не забудь smile.gifsmile.gifsmile.gif
Rianna
Cordaf
Цитата
Эээ, а почему обидно-то?) Нам-то какая разница, относится кто-то там к фэнтази серьезно или нет?)

*Горький вздох*
Старшее поколение так учить предпочитает. Мне это вдалбливали (хвала богам, не получилось) в академии, отсылая раз за разом к Достоевскому и Толстому, к реальности, обыденности. Мол, всё остальное - детские игрушки, несерьёзно. Даже когда я клещом вцепилась в Никитина, чтобы писать диплом по нему, а не очередную кипу бумаги по изжёванному и выплюнутому Мамину-Сибиряку, мне покрутили у виска и долго отговаривали - преподаватели. Я никак не могу понять, ну, если им интересного не попадалось, зачем списывать со счетов действительно хорошие книги с идеей и качественным изображением характера? confused1.gif Это ведь преподаватели. Если у нас в каждом вузе будут втолковывать идеи автора статьи в головы студентам, что получится? Ничего весёлого, грустная перспектива...
Alaric
Цитата(Rianna @ 3-07-2009, 14:04)
Цитата
"целое поколение российских писателей пытается отвести глаза от катастрофы, постигшей страну. Но реальность нельзя оставлять без присмотра, она имеет свойство мстить за невнимание”.

Ёлки-палки, кто же неволит? Пусть авторы "серьёзно" реалистичной прозы пишут интересно и захватывающе - будем читать, кто же против? Создайте альтернативу фэнтези, проблема (если она существует, конечно) будет решена. Я не знаю современной реалистичной прозы, которая была бы интереснее и глубже многих романов-фэнтези.


Да при чем тут это? По-моему, сейчас многие фэнтезийные российские авторы вполне делают в своих книгах серьезные отсылки к современным проблемам.
Cordaf
Цитата(Rianna @ 3-07-2009, 14:28)
Если у нас в каждом вузе будут втолковывать идеи автора статьи в головы студентам, что получится? Ничего весёлого, грустная перспектива...

У нас в каждой школе пытаются вдалбливать подобные идеи класса с седьмого. : ) Результат совершенно обратный.)

Поэтому перспектива будет грустной только для тех из студентов, кто готов считать мнение преподавателя заведомо правильнее своего собственного. А для них перспектива в любом случае не фонтан.)

Остальным, думаю, интересно не мнение, а аргументы. Которые сильно так себе.)
Rianna
Alaric
Цитата
Да при чем тут это? По-моему, сейчас многие фэнтезийные российские авторы вполне делают в своих книгах серьезные отсылки к современным проблемам.

А толку? На форзаце штамп "фэнтези" и всё, всё мимо кассы для них. Ярлык уже повешен. Это мы с Вами знаем, об этих апеллируемых проблемах, а те, кто поддерживает идеи автора статьи, никогда их не могут увидеть, сквозь шоры, которые сами на себя же и навесили.

Cordaf smile.gif
Не здесь ли кроется причина, по которой фэнтези долго и упорно не включают в школьную рограмму?
Alaric
Цитата(Rianna @ 3-07-2009, 15:16)
Не здесь ли кроется причина, по которой фэнтези долго и упорно не включают в школьную рограмму?

А может это и к лучшему? smile.gif Включение в школьную программу - это очень неплохой способ вызова массовой ненависти к включенному произведению smile.gif

Добавлено:
Цитата(Rianna @ 3-07-2009, 15:16)
А толку? На форзаце штамп "фэнтези" и всё, всё мимо кассы для них. Ярлык уже повешен.

Что-то мне вспомнились рассказы о том, что часть тиража "Гарри Поттера" где-то издавалась в строгих черных обложках, чтобы взрослые дяди могли его читать, не стесняясь того, что о них кто-то плохо из-за этого подумает smile.gif
Rianna
Цитата(Alaric @ 3-07-2009, 17:19)
А может это и к лучшему? smile.gif Включение в школьную программу - это очень неплохой способ вызова массовой ненависти к включенному произведению smile.gif


Не задумывалась об этом. Не думаю, что фэнтези стоит включать нахрапом, отбор должен-таки производиться. Некоторые произведения того же Асприна ненависти вызвать просто не способны. К тому же, кроме западной фэнтези, есть и этническая, к примеру, я бы с удовольствием включила в школьную программу 10-11 классов рассказ Прозорова "Крикса".
Мне всё-таки кажется, что пользы будет больше, чем вреда. Фэнтези нужно переводить из разряда "несерьёзной" литературы, причём и дети должны знать, что это не есть зло и литература, на которой отдыхает мозг.
Silver
Странная какая-то статья. Особенно меня повеселило
Цитата
...здесь нет людей, здесь только модели.“В реалистическом произведении потребовалось бы „описание характера”, а Толкиену достаточно назвать своего персонажа эльфом, гномом или хоббитом, и все становится ясно. Вымышленные существа доступнее и „прозрачнее”, нежели подлинные люди; проще разглядеть, что у них внутри. А что касается человека в целом, человека как части вселенной, разве можно познать его до тех пор, пока он не предстанет перед нами в облике героя сказки?”

Здрасте? У Толкиена нет людей? Автор статьи как книгу читал, по диагонали что ли? И странно,что он не видит очевидных вещей - проблема выбора,с которой сталкиваются герои, она все время стоит перед людьми в обычном мире. Причем, выбирать приходится из тех же самых качеств: поступить подло и приобрести, или поступить честно,но ущемить себя? И т.д. Может быть, в обычной жизни все это не так масштабно,но выбор-то никуда не девается, и люди так же мучительно колеблются. Да, и как раз-таки у Толкиена нет шаблонов "гном", "эльф", "хоббит", каждому из которых соответствует определенный стандартный набор качеств. У более поздних авторов такое иногда бывает, да и то далеко не всегда. У Профессора как раз-таки такой опредленности нет - все персонажи разные. Их личностные качества, их выбор не зависят от того, к какой волшебной расе они принадлежат. Так же,как поступает эльф/гном/хоббит - также поступает и обычный человек, и испытывает такие же переживания.
В общем, автор статьи просто создал себе установку, и,похоже,не видит и не увидит ничего противоречащего ей,даже если его ткнуть носом в текст Толкиена,или какго-либо другого фантаста.
Я встречала подобные статьи раньше, и не только про фэнтези, а,к примеру, про рок-музыку. И мысленная реакция всегда такая:"Пусть пишут,если им так нравится. Сами себя обкрадывают. А я буду читать/слушать дальше". Да, и я тоже против того,чтобы фэнтези включали в школьную программу.Хорошо,если попадется заинтересованный преподаватель,который и правда сможет увлечь произвдеением. А если нет? Будет отвращение на многие годы,которое пройдет,возможно, только годам к 30-40. Мои родители,например,именно в таком возрасте по своему желанию взяли в руки "Войну и Мир", и были удивлены - насколько это,оказывается,глубокое произведение - а в школе оно давалось так,что вызывало только отвращение. И с фэнтези будет также. А дети...не пропадут. Они найдут фэнтези сами, или оно найдет их само,если они невольно тянутся к этому жанру.(как это было со мной).
Spectre28
тема не новая даже в рамках форума. Кто-то уже подобную тему поднимал... и не раз. Могу только повторить то, что уже говорил в каждой из оных тем: любая художественная книга - это средство бегства от реальности. Если я читаю Голсуорси - ментально образ крупного буржуа от меня далек не менее, чем образ Боромира. И сопереживать Сомсу можно в той же мере - с поправкой на другой вектор сопереживания. Соответственно, погружаясь в книги Голсуорси, я погружаюсь в чуждый мне мир, по сути. Эскапизм? Возможно.
А всё остальное - это лишь вопрос мастерства автора. Смог раскрыть образы - хорошо. Не смог - плохо. Это не параметр определенного жанра, это лишь показатель мастерства конкретного автора. Голсуорси - лучше передаёт образы, чем, допустим, Перумов. И что? И ничего. Просто Голсуорси делает это лучше Перумова, но никак не жанр исторической драмы (если можно так назвать, конечно, сагу о Форсайтах) лучше фэнтези.
Даммерунг
Цитата(Spectre28 @ 4-07-2009, 2:11)
Могу только повторить то, что уже говорил в каждой из оных тем: любая художественная книга - это средство бегства от реальности. Если я читаю Голсуорси - ментально образ крупного буржуа от меня далек не менее, чем образ Боромира. И сопереживать Сомсу можно в той же мере - с поправкой на другой вектор сопереживания.

Таки да. Я где-то уже писала, что, по сути, дети, которые играют в индейцев, начитавшись Фенимора Купера, или домохозяйки, мечтающие о красивой жизни из заграничных фильмов, ничем не отличаются от людей, прельщенных дивными эльфами и прекрасными драконами.
Дени де Сен-Дени
Во-первых, будучи студентом Литинститута, говорю, что толстые журналы там не любят, и частенько над нии издеваются и высмеивают.

Во-вторых, в литинституте просто не знают фэнтези достаточно хорошо.

В-третьих, г-н Губайловский, как мне показалось хочет быть умнее более молодого поколения, поэтому использует к месту и не к месту иностранные слова, которым есть замечательные аналоги в русском языке. Что-то очень уж сильно он спину прогнул перед реалистами и христианами. Как бы хребет не сломался. Разглагольствовать о православных корнях в "Сильмариллионе" - это, на мой взгляд, черезчур натянуто, особенно если учесть лояльность Римской Католической Церкви в начале 20 века (о чем говорится в "Декрете
Конгрегации Священной Канцелярии 'Lamentabili'" от 3 июля 1907 г.) к науке и иным точкам зрения и позднему союзу Папы Пюи XII-го с Муссолини и германскими национал-социалистами, который [союз] защищал Папский престол от интернационал-социалистов и коммунистов, пропагандирующих атеизм. Ладно... не об этом речь.

В-четвертых, статья написана в 2002-ом году, когда были еще распространены в Сети забавные статьи о сатанинском участии в увлечениях фэнтези, а так же об исследовании социологами явления/появления в "Эгладоре" людей с паралоновыми ушами и деревянными мечами. При этом, 2002 год можно охарактеризовать как завершение 10-летней аккупации Нескучного сада толкинистами. После того, как кто-то кого-то там заколол, Ю. Лужков запретил драки на мечах в Эгладоре. Чему свидетелем я стал в уже 2003 году, когда к нам подошли два милиционера и мягко и деликатно попросили убрать тексталь подальше... Таким образом, г-н Губаловский ухватил лишь отзвук толкинизма, его эхо, а не сам звук гномьих труб. Я бы понимал, если бы он действительно захотел приобщиться, коснуться фэнтези и сделать более глубокий анализ, то нашел бы и самого Ника через Владимира "Олмера" Смирнова, на чьем попечении до сих пор находятся "Цитадель Олмера" и "Литфорум".

В-пятых, вот моя работа, и ниже рецензия на работу:
Цитата
Контрольная работа
по современной русской литературе

"Проблемы русского фэнтези"


Введение

Фэнтези, как жанр, зародилось в 30-х годах XX-го века в виде двух поджанров, как ныне выделяют: героическое фэнтези "Конан-Варвар" Роберта Говарда и эпическое фэнтези "Хоббит, или туда и обратно" Дж.Р.Р. Толкиена. Примечательно, что именно Профессор определил рамки нового жанра "Туда и обратно", потому как большинство заканчивает тем, что герои убили злодея и повернули назад, позабыв, скольких они еще злыдней не убили. В полной мере Толкиен воплотил заданные рамки в трилогии "Властелин колец", где треть третьей книги посвящена проблеме возвращения из Мордора обратно в Хоббитанию. Разумеется, сам Профессор рамки создал не из воздуха. К тому были предпосылки в качестве канонов произведений романтиков, того же Вальтера Скотта и Новалиса - последнего средневекового куртуа. Углубимся дальше, к основам куртуазной литературы и героических эпосов: они все написаны до XIII века и имеют определенное сходство и различия, причем различия чаще всего в именах и названиях, но рамки, в которых сочиняли эпосы люди, были жестче. И здесь, очень важная деталь, всплывает первая известная мне писательница после Сапфо - Элеонора Аквитанская, которая в первой половине XII века по преданиям написала свою версию "Тристана и Изольды", переработанную Кретьеном де Труа, позже Готфридом Страстбургским и Жозефом Бедье. А женщине, королеве, хотелось, прежде всего, иметь свой франко-английский эпос, на подобие немецкого "Кудруна". Заметим, что в большинстве эпосов фигурируют Ирландия, Уэльс, Англия, Нормандия, Швеция, Норвегия, Дания. Очень редко, когда сюжет заносит героев на юг, и практически никогда в раннем эпосе герой не оправляется в Малую Азию, а сами сюжеты скорее пересказывают местные легенды и Скандинавские Саги. Позже, с развитием крестовых походов, появляется сюжет героического фэнтези, вроде "Ивейн, или рыцарь со львом" Кретьена де Труа и "Парцифаль" Вольфрама фон Эшенбаха. И хотя в произведениях сохранились определенные каноны, но теперь, главной целью являлось показать геройство и награду: любовь и земли. Если сравнивать современное фэнтези, то эпос "Кудруна" будет соответствовать "Властелину колец", а его части "Ведьмаку" пана Анджея Сапковского, а "Ивейн", "Титурель", "Парцифаль" - произведениям Ника Перумова и Веры Камши... Это не происходит от того, что Пан и Профессор думали глобально и масштабно, дело в том, что Профессор внес первый вклад в жанр, а Пан его высмеял, но сохранил сюжетные рамки; Ник и Вера лишь повторили ходы как "ВК", так и "Ведьмака". Нет, это не вороватый менталитет, просто в рамках христианизации Руси потерялся целый пласт русского народного эпоса, который пытаются заполнить Никитин, Масленков и Семенова, впрочем, их базис - это богатырские романы XVIII века, написанные по законам куртуазной литературы, что снова приводит их к Западу, на что и указывал пан Анджей Сапковский в статьях "Пируг..." и "Варен_и_К, или нет золота в Серых горах". Славянский богатырский эпос, как бы хорош он ни был, не дает развернуться писателю в полной мере, слишком строгие рамки и большая ответственность...
Выходит, что родиной эпоса и жанра фэнтези в целом, является Северная Европа, т.е. те государства, основанные готами: народами воинственными, поэтому современная философия гипергуманизма вступает в конфликт менталитетом не только средневековья, но и более ранней эпохи. Цель данной работы: указать авторам на ошибки в мышлении фэнтези-героя, не создавая конфликта, и тем самым не вызывая безудержного смеха читателя.

И смех и грех

Первое, что вызывает смех у современного человека - спор героев о плоскости Земли. Несомненно, это вызывает у читателя улыбку, и герой автоматически становится на уровень ниже читателя, однако это происходит в том случае, если автор сам хочет выставить себя невеждой. Тогда появляется конфликт: отчего же герой тогда решает сложнейшие геометрические задачи, а маг, прочтя множество книг, рассчитывает эффект от поражения огненным шаром, а так же знает о силе притяжения, но до упора остается тупым в вопросе восприятия земной поверхности?
Современный человек знает, что Земля даже не круглая, а чуть приплюснутая у полюсов из-за вращения; знает, ось наклона к центру Земли составляет до 15 градусов. Знает, что Луна притягивается Землей, а сама Земля вращается вокруг Солнца. "Это достоверно известный факт". Средневековый человек вправе задать вопрос: "а где доказательства этого факта?" "Нет, ну все же наглядно показано компьютерной графикой, об этом говорят во всех научных передачах". "А ты лично видел то, что Земля круглая, или это тебе так сказали?" "Вот же формулы, по ним можно рассчитать все!" "А эти формулы скажут, в какой день нужно сеять рожь, а в какой пшеницу? И тогда к чему мне знать, что Земля круглая, если она не приносит пищи и не делает меньше злодеяний в жизни?"
При всей разницы в знаниях, человек остался на том же уровне развития, поэтому нельзя воспринимать средневекового человека - как основу для фэнтези-мира, за глупого в современном, но следует заменять современные фобии (вера в пришельцев, страх экономического кризиса, встреча с маньяком, гнев на убийцу твоего друга, попадание в отделение милиции, проверка службой ФСБ и прочие неприятности) средневековыми аналогами (вера в чудищ, страх неурожая, встреча с оборотнем, гнев на убийцу твоего друга, попадание в руки разбойникам, поборы от сюзерена и прочие неприятности). Многие люди не понимают, что не отличаются от себе подобных, полагая, что знания вокруг них естественно служат подтверждением их развития. Бинарный код и C++ для многих остается терра инкогнита, как для автора данной работы долгое время оставалось загадкой слово "ипотека", а ныне "рост котировок" и "рынок ценных бумаг" - совершенно бесполезные сведения, как и вычисление курса рубля относительно "Индекса Доу Джонса" и "РТСИ" - попытка из денег сделать деньги, это тоже самое, что смотреть на труды алхимиков, пытающихся из свинца получить золото.
Как и в современности, человеку средневековому необходимо было доказать наличие того или иного явления. Женщинам доказывать было вообще бесполезно, впрочем, в наши дни тоже. Если их внутренний мир спорил с полученной информацией - эта информация отвергалась, как несуществующая. Если Христос сошел с креста и ударил монаха в лоб, и от этого он умер, то так оно и было, без вопросов. Этот комизм часто усматривается у женщин-авторов. Авторы-мужчины более логичны и, следовательно, менее жестоки, но и менее разнообразны в сюжетных ходах.
Итак, разобравшись с тем, что средневековый человек не должен уступать в разумности человеку современному, перейдем к философии жизни. И первое что будоражит всех гуманистов - наличие жестокости в жанре фэнтези: паладины, крушащие зло направо и налево и не уступающие в количестве трупов самому главному злодею. Нет гуманизма. Есть, есть гуманизм, только искать нужно его не на обертке, а в смысле. Как в "Амулете Волхва" Дениса Чекалова: есть светлые, добрые люди; есть темные, злые люди, но волхв говорит своему помощнику: "Бойся серых, они самые опасные". Действительно, серые если не равнодушны, то вынуждены совершать те или иные поступки, ибо того хотят не они, ибо того требует сама ситуация, в которую они попали. Именно это и делает главный герой Чекалова - подстраивается под ситуацию. "Амулет волхва" - это одна из тех немногих книг, где человек из современности, будучи изначально "темным", попадая в прошлое, в эпоху Ивана Грозного и Бориса Годунова, не выделяется из общей массы, он прекрасно в нее вливается, потому автору удалось описать вымышленный мир достаточно хорошо. Это достигается очень малым: жизненные ценности остаются неизменными, да и ценность самой жизни тоже, а далее дело за малым: приспособить доступные средства того времени под необходимые нужды. Чекалов пошел дальше, его книга отличается от десятков подобных тем, что главный герой логично вырос, перешел в иную духовную стадию. Попав в мир "темным", он постепенно стал "серым", а в конце вынужденно преобразился в "светлого", хотя сам герой это отрицает. Он не видит изменений, это и выделяет роман из числа прочих. Допустим, что этот прием называется "погружением сознания героя в рамки вымышленного мира".
У Андрея Белянина дело обстоит совершенно по иному, это "проекция сознания героя в рамки вымышленного мира". Здесь главный герой тупит, и мир вокруг него тоже не отличается высокой нравственностью. Курьезы и нереальность происходящего сглаживается юмором, вполне плоским. Здесь нет философских рассуждений о "светлых" и "темных" людях, книга написана для поколения "Дома 2", которым не хочется рассуждать и думать, им хочется получать удовольствие. Как развлечение, не особо умная замена телепередачи подойдет как нельзя лучше. Обилие штампованных ситуаций граничит с количеством страниц.
Другое дело "Дочь некроманта" Ника Перумова. Здесь виден не только образ нормального человека, девушки, выращенной неведомыми существами в рамках дисциплины и естественного отбора. Слабый умирает точно. Девочке сломали мышление, и она выросла в этих условиях, приняв их - это был ее ключ к выживанию. В итоге она стала равнодушной ко всему, но если что-то или кто-то ее задевает за живое - тут же этого живого и лишается. Конец вполне в духе "Звездных Войн": "Я - твой отец..." Несмотря на сложный для чтения стиль, слабо прописанный мир, который выглядит несколько нереально, даже для вымысла, но заложенная философия компенсирует недостатки. Можно сказать, что здесь видно "рождение сознания героя в рамках вымышленного мира".
Проблема большинства публикаций в том, что они повторяют предыдущие. Это кризис даже не жанра (хотя именно фэнтези и страдает), а всей литературы, и начался кризис в конце XIX века. "Пипл хавает" - сокращенный вариант статьи Д.С. Мережсковского, как одного из основателей поджанра, названного альтернативной историей. "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи" как нельзя лучше подходит под описание.
Автор данной работы придерживается мнения, что фэнтези - это не просто наличие эльфов в книге, это нечто большее. Размышление о том, что вымысла в жанре должно быть до 80% и 20% реальности не находит отражения ни в "Ведьмаке", ни во "Властелине конец" и "Хоббите", ни даже "Амулете Волхва". Наоборот, для того, чтобы произведение отражало описание жанра: "творческий метод романтизма, характеризующийся созданием произведений, основанных на мифотворчестве автора, имеющих ярко выраженное философское звучание". Любое событие, любой конфликт, использованный в фэнтези-романе не должен быть взят из воздуха, но обязан отражать действительность, иначе вымышленный мир остается вымышленным и не задевает читателя. Задача автора так замаскировать проблемы современного общества, чтобы читатель от собственной умности прыгал от счастья.
Как высказался Вадим Панов на Фанконе "Цитадели Олмера" в 2004 году, "Извечная борьба бобра с ослом" уже не актуальна. Фэнтези-литература нагнало, наконец, ролевые игры по фэнтези-мирам, где "добро" и "зло" слишком размыты, хотя заграничные писатели вроде Роберта Сальваторе все еще насилуют "законно-добрых" персонажей идущих убивать "хаотично-злых" по классификации мировоззрения игры с 40-летним стажем "Dungeons&Dragons", новые заграничные писатели чаще заимствуют "нейтрально-законных" или "нейтрально-хаотичных", которые могут совершать, как добрые, так и злые поступки, тем самым поднимая философичность жанра. Отечественные авторы занятые работой на издательство и кошелек, они занимаются тем, в чем обвиняют Дарью Донцову - в штамповке произведений. Самое грустное в том, что это правда.
Из фэнтези-философов современности можно выделить лишь пана Анджея Сапковского (Польша) и Дэвида Геммела (Великобритания), умершего 28 июля 2006 года. Их книги настолько полны жизни и семейных ценностей, что достойны встать вровень с книгами Пелевина, Мережковского, Генрика Сенкевича, ибо проблемы поднимаемые в их книгах выше обычного геройского и магического фэнтези, сюжеты вырываются из общей массы своей глубиной и философским смыслом. Эпичность происходящего превосходит тривиальные "Властелин Колец" и "Конан-Варвар". Единственно, что может с ними сравниться - это гексология "Дюна" Френка Герберта и "Война и Мир" Льва Толстого.

Заключение:

Хотя многие литераторы смотрят на жанр фэнтези, как на детскую или подростковую литературу, она таковой в лучших своих произведениях не является и несет исключительно философский смысл, всякие отклонения являются подделкой. Вымышленный мир наиболее сложен для понимания, но самый приближенный к реальности мир заставляет читателя радоваться чуду, которого он не видит вокруг себя. Люди, напрочь лишенные фантазии, твердят, будто фэнтези - это развлечение и к настоящей литературе не имеет отношение, впрочем, возносят Гоголевский "Миргород", таким образом, они настолько хотят быть детьми, что даже себе запрещают в этом признаваться. Желание быть взрослым - не находит отражение в их жизни, и большинство их работ основаны на жизнеописаниях и мемуарах других людей. Иными словами, они сплетничают, даже не стараясь облечь слухи в какую-либо форму, не пытаются их систематизировать или разделить, провести вымышленную борьбу, искоренить одни мысли другими, вызвать злобных драконов современной беллетристики, чтобы с помощью магии слова их победить, напасть на зеленокожих гоблинов толстых журналов, совершить набеги на литературные интернет-города с целью наживы потенциальных воинов армии настоящих литераторов.
Любая литература описательного плана скучна и бесполезна, если нет в ней философии, нет действия, которое эта философия и вызывает. Фэнтези в этом плане подменяет привычный серый мир, полный предрассудков, на красочный с еще большим количеством законов и суеверий. Человек изголодался по сказочным фильмам Ро и прочих режиссеров. Если нет в произведении поучения, если оно не делает тебя лучше, не заставляет мыслить, то произведение действительно никчемно. Не поможет ни изучение эпосов и куртуазной литературы, ни описание злободневной действительности.
Пока что в России фэнтези нет, осталось лишь тоже подобие западной литературы, русский автор погрузился в поиск героя, но его пока нет, а нет героя нашего дня, нет прозы, нет ответов и схемы развития сюжета. Только слухи... А в дни кризиса людям хочется именно вымысла, как это было в 30-е годы в США, когда стала популярна фантастика. Кризис налицо, но нет хорошего вымысла, достойного называться литературой в России.



Рецензия от Дьячковой Е.В.
Цитата
Уважаемый...
Ваша работа представляет несомненный интерес. Во введении Вы рассуждаете, когда и где зародился жанр Фэнтези, выделены его поджанры: героическое фэнтези (...) и эпическое фэнтези (...). В главе "И смех и грех" обсуждается вопрос, можно ли воспринимать средневекового человека как основу для фэнтези-мира; а также особенность этого жанра в зависимости от того, кто его создает (автор-женщина или автор-мужчина). Здесь же характерезуюется ряд известных произведений.
Заключение пессиместично - в России фэнтези нет.
Не совсем ясно одно, как Вы сами относитесь к этому жанру.
Работа зачтена
Rianna
Дени де Сен-Дени
Цитата
Как и в современности, человеку средневековому необходимо было доказать наличие того или иного явления. Женщинам доказывать было вообще бесполезно, впрочем, в наши дни тоже. Если их внутренний мир спорил с полученной информацией - эта информация отвергалась, как несуществующая. Если Христос сошел с креста и ударил монаха в лоб, и от этого он умер, то так оно и было, без вопросов. Этот комизм часто усматривается у женщин-авторов. Авторы-мужчины более логичны и, следовательно, менее жестоки, но и менее разнообразны в сюжетных ходах.

Какие Ваши доказательства? biggrin.gif
Нет, серьёзно? Цитаты, примеры?
Цитата
Эпичность происходящего превосходит тривиальные "Властелин Колец"

Толкиен написал не типичную и дааааалеко не тривиальную книгу. Ни рдин из последователей не может повторить его. smile.gif

Зы. Меня бы уничтожили за такой стиль ("тупит" и иже с ним)....
Young_Griffin_77
Если говорить о статье В. Губайловского, то опять видно знакомую картину: критик говорит "алле-ап" и загоняет целый жанр в заботливо подготовленную клетку.
Да, в фэнтези присутствует схема, модель мира, но позвольте: а разве в реальности нашей жизни мы не строим для себя модели мира? Если у человека не будет некой более-менее устойчивой модели мира, то он просто сойдёт с ума. Да со временем модель реального мира меняется, но ведь и в фентези-мирах, автор в новой книге может расширить границы мира и более полно объяснить его устройство. Так что где принципиальные отличия от реалистичной прозы?
Психология персонажей может быть очень сложной и в фэнтези, проблема выбора в фэнтези ставится и порой этот выбор не менее сложный, чем в реальности.
Если брать городское фэнтези, то там вообще злободневные темы поднимаются регулярно.
Полностью схематичны фэнтези-миры только в компьютерных играх, ибо только так можно описать мир понятным машине языком. В книгах же со схемой мира вполне уживаются и какие-то неожиданные события. Например, иногда встречающиеся в фэнтезийных книгах герои, попадающие в волшебный мир из нашего мира, уже не вписываются в строгую схему.
В общем, слишком поверхностный взгляд на очень сложное явление, которым является современное фэнтези.
Финист Ясный Сокол
"Сбежать" можно в любую идею. Можно в религию, можно в работу, можно в семью, а можно - в фентезявые миры. Суть одна во всех случаях. Кстати, обычная реалистическая проза имеет такое же прекрасное свойство затягивать. И есть люди, которые жвут "там". Потому что "там" это не "тут". Только и всего.
Я бы не стал выделять фентезявый и ролевой эскапизм в какую-то отдельную группу.
EllessaDdin
Цитата
Не здесь ли кроется причина, по которой фэнтези долго и упорно не включают в школьную рограмму?


Хоббит был мне прописан в пятом классе на летнее чтение. Забавно, да? По сей день благодарна тому, кто его туда включил.

Цитата
Цитата
...здесь нет людей, здесь только модели.“В реалистическом произведении потребовалось бы „описание характера”, а Толкиену достаточно назвать своего персонажа эльфом, гномом или хоббитом, и все становится ясно. Вымышленные существа доступнее и „прозрачнее”, нежели подлинные люди; проще разглядеть, что у них внутри. А что касается человека в целом, человека как части вселенной, разве можно познать его до тех пор, пока он не предстанет перед нами в облике героя сказки?”


Похоже, многие страдают неправильным представлением об эльфах. Почему-то все их ассоциируют с идеальными и прекраснейшими существами. Тоже верно, но ангелами во плоти они все-таки не были. Иначе бы никогда не никогда не было кровавого восстания, предательств, ухода, душевных мук. Они так же неоднозначны и неодинаковы, как и люди, они так же отличаются друг от друга, как отличаются друг от друга люди.

В общем, предрассудки относительно жанра фэнтэзи продолжают цвести буйным цветом...
Ори
Цитата(Финист Ясный Сокол @ 14-09-2009, 1:39)
"Сбежать" можно в любую идею. Можно в религию, можно в работу, можно в семью, а можно - в фентезявые миры. Суть одна во всех случаях.

А если я ни во что перечисленное не бегу, мне просто это нравится? И вообще, если никуда не сбегать, то что делать? confused1.gif
Финист Ясный Сокол
Ори
Ээээ...а я разве сказал, что бежать обязательно? Бегство - нездоровая реакция. Нормально именно увлекаться. Активно, "фоново", как угодно. Когда человек кроме своего увлечения не видит ничего - это уже повод для беспокойства.
SirV
прочел четверть статьи... больше ни осилил, но идея ясна
автор слишком категоричен и радикален к творчеству Толкина
Толкин был ученым все-таки, перелопатил столько материала, можно только поаплодировать, что он придал своим знаниям именно такую форму, в отличии от критика-технаря Губайловского. МехМат МГУ эт конечно серьезно, но это еще не мандат на всезнание.

Но идея бегства действительно есть, и она не нова.

бегство, однако тут скорей не бегство как таковое, а способ отстраниться на время от забот реальности, стрессов... это есть, и это не худший я б сказал вариант

пусть все поголовно будут "толкинистами", чем "алкоголистами", да и благородства пусть чуть-чуть, но прибавится, что тоже не во вред

А литература... когда в стране был расцвет литературы? когда её больше всего притесняли и была жесткая цензура. Мы этого хотим?
Zarinar
Цитата(SirV @ 29-09-2009, 1:05)
пусть все поголовно будут "толкинистами", чем "алкоголистами", да и благородства пусть чуть-чуть, но прибавится, что тоже не во вред


Ура, хоть кто-то произнес эту фразу!)) Что же они так боятся толкиенистов?
Rashtar
Я вообще слабо понимаю, почему такой шум вокруг "эскапизма". ИМХО, никакого эскапизма нет, по крайней мере, для взрослых и здоровых людей. Эскапист - это шизофреник в состоянии кататонии, лежащий на больничной койке с иглой в вене и созерцающий глюки. Человеку, у которого иголки с бесплатным питанием в вене нет, нужно добывать средства к существованию. А добываются они отнюдь не в стране фантазии. Невозможно сбежать от реальности существу с материальным телом. Так нелюбимые некоторыми ролевики "эскапируют" исключительно в свободное от работы или учебы время. Любой отдых в таком случае - эскапизм. И вообще слабо понятно, что такое эта самая реальность, от которой убегать не надо? Политика? Большие Финансы? Вот уж что в наши дни воистину иллюзорно smile.gif
То, что Толкин сбежал в Средиземье от ужасов войны - вообще смеху подобно. О чем "Властелин колец", как не о войне? Нет проблемы морального выбора? А Боромир хотя бы? А Фродо, который мог бы сто раз забить на свою миссию, не говоря уж об его друзьях, которые вообще были сбоку?
Alaric
Цитата(Rashtar @ 12-10-2009, 12:56)
Человеку, у которого иголки с бесплатным питанием в вене нет, нужно добывать средства к существованию. А добываются они отнюдь не в стране фантазии. Невозможно сбежать от реальности существу с материальным телом. Так нелюбимые некоторыми ролевики "эскапируют" исключительно в свободное от работы или учебы время.

Ну, здесь следует заметить, что некоторые люди умудряются вполне неплохо устроиться на шее родителей/других добрых родственников/друзей и так далее. Т.е. полностью сбежать от реальности все равно нельзя, реальность догонит. Но на некоторое время (в том числе довольно длительное) - вполне.
Rashtar
Цитата(Alaric @ 12-10-2009, 13:32)
Ну, здесь следует заметить, что некоторые люди умудряются вполне неплохо устроиться на шее родителей/других добрых родственников/друзей и так далее. Т.е. полностью сбежать от реальности все равно нельзя, реальность догонит. Но на некоторое время (в том числе довольно длительное) - вполне.



Думаю, если подсчитать процент любителей фэнтези среди сидящих на чужих шеях ушлепков, то большинство окажется все же гоблинами обыкновенными, не читающими не только фэнтези, но и вообще книг. Среди моих реальных и сетевых знакомых, любителей фантастики, фэнтези, аниме нет ни одного захребетника. Причем, я как-то специально не подбирал. Был один, но он был не ролевиком, а компьютерным игроманом. Повзрослел. образумел, работает.
Эгильсдоттир
Можно, я немножко пофилософствую? Для чего вообще людям творчество? Для чего они тысячелетие за тысячелетием конструируют "вторую реальность"? Видимо, для того, чтобы разобраться в первой. Чтобы найти верное зеркало, которое отразило бы эту реальность и их в ней. Для того, чтобы понять, или ещё раз убедиться, что
"Слава и доблесть,
Гордость и честь
Были и есть"
По-моему, так.
Rashtar
Цитата(Эгильсдоттир @ 12-10-2009, 13:58)
Можно, я немножко пофилософствую? Для чего вообще людям творчество? Для чего они тысячелетие за тысячелетием конструируют "вторую реальность"? Видимо, для того, чтобы разобраться в первой.


Да само собой. Потому фэнтези и "схематично", что оно вычленяет основное, как раз главные моральные конфликты и философские вопросы и вычленяет, отсеивая бытовую шелуху. В общем-то для этого лучшего приема, чем перенос действия в иные миры не придумать. Разумеется, речь о хорошей фэнтези, а не о голом приключенстве ради приключенства.
Это облегченная версия форума. Для просмотра полной версии с графическим дизайном и картинками, с возможностью создавать темы и писать ответы, пожалуйста, нажмите сюда.
Рейтинг@Mail.ru
Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.