Во-первых, будучи студентом Литинститута, говорю, что толстые журналы там не любят, и частенько над нии издеваются и высмеивают.
Во-вторых, в литинституте просто не знают фэнтези достаточно хорошо.
В-третьих, г-н Губайловский, как мне показалось хочет быть умнее более молодого поколения, поэтому использует к месту и не к месту иностранные слова, которым есть замечательные аналоги в русском языке. Что-то очень уж сильно он спину прогнул перед реалистами и христианами. Как бы хребет не сломался. Разглагольствовать о православных корнях в "Сильмариллионе" - это, на мой взгляд, черезчур натянуто, особенно если учесть лояльность Римской Католической Церкви в начале 20 века (о чем говорится в "Декрете
Конгрегации Священной Канцелярии 'Lamentabili'" от 3 июля 1907 г.) к науке и иным точкам зрения и позднему союзу Папы Пюи XII-го с Муссолини и германскими национал-социалистами, который [союз] защищал Папский престол от интернационал-социалистов и коммунистов, пропагандирующих атеизм. Ладно... не об этом речь.
В-четвертых, статья написана в 2002-ом году, когда были еще распространены в Сети забавные статьи о сатанинском участии в увлечениях фэнтези, а так же об исследовании социологами явления/появления в "Эгладоре" людей с паралоновыми ушами и деревянными мечами. При этом, 2002 год можно охарактеризовать как завершение 10-летней аккупации Нескучного сада толкинистами. После того, как кто-то кого-то там заколол, Ю. Лужков запретил драки на мечах в Эгладоре. Чему свидетелем я стал в уже 2003 году, когда к нам подошли два милиционера и мягко и деликатно попросили убрать тексталь подальше... Таким образом, г-н Губаловский ухватил лишь отзвук толкинизма, его эхо, а не сам звук гномьих труб. Я бы понимал, если бы он действительно захотел приобщиться, коснуться фэнтези и сделать более глубокий анализ, то нашел бы и самого Ника через Владимира "Олмера" Смирнова, на чьем попечении до сих пор находятся "Цитадель Олмера" и "Литфорум".
В-пятых, вот моя работа, и ниже рецензия на работу:
Цитата
Контрольная работа
по современной русской литературе
"Проблемы русского фэнтези"
Введение
Фэнтези, как жанр, зародилось в 30-х годах XX-го века в виде двух поджанров, как ныне выделяют: героическое фэнтези "Конан-Варвар" Роберта Говарда и эпическое фэнтези "Хоббит, или туда и обратно" Дж.Р.Р. Толкиена. Примечательно, что именно Профессор определил рамки нового жанра "Туда и обратно", потому как большинство заканчивает тем, что герои убили злодея и повернули назад, позабыв, скольких они еще злыдней не убили. В полной мере Толкиен воплотил заданные рамки в трилогии "Властелин колец", где треть третьей книги посвящена проблеме возвращения из Мордора обратно в Хоббитанию. Разумеется, сам Профессор рамки создал не из воздуха. К тому были предпосылки в качестве канонов произведений романтиков, того же Вальтера Скотта и Новалиса - последнего средневекового куртуа. Углубимся дальше, к основам куртуазной литературы и героических эпосов: они все написаны до XIII века и имеют определенное сходство и различия, причем различия чаще всего в именах и названиях, но рамки, в которых сочиняли эпосы люди, были жестче. И здесь, очень важная деталь, всплывает первая известная мне писательница после Сапфо - Элеонора Аквитанская, которая в первой половине XII века по преданиям написала свою версию "Тристана и Изольды", переработанную Кретьеном де Труа, позже Готфридом Страстбургским и Жозефом Бедье. А женщине, королеве, хотелось, прежде всего, иметь свой франко-английский эпос, на подобие немецкого "Кудруна". Заметим, что в большинстве эпосов фигурируют Ирландия, Уэльс, Англия, Нормандия, Швеция, Норвегия, Дания. Очень редко, когда сюжет заносит героев на юг, и практически никогда в раннем эпосе герой не оправляется в Малую Азию, а сами сюжеты скорее пересказывают местные легенды и Скандинавские Саги. Позже, с развитием крестовых походов, появляется сюжет героического фэнтези, вроде "Ивейн, или рыцарь со львом" Кретьена де Труа и "Парцифаль" Вольфрама фон Эшенбаха. И хотя в произведениях сохранились определенные каноны, но теперь, главной целью являлось показать геройство и награду: любовь и земли. Если сравнивать современное фэнтези, то эпос "Кудруна" будет соответствовать "Властелину колец", а его части "Ведьмаку" пана Анджея Сапковского, а "Ивейн", "Титурель", "Парцифаль" - произведениям Ника Перумова и Веры Камши... Это не происходит от того, что Пан и Профессор думали глобально и масштабно, дело в том, что Профессор внес первый вклад в жанр, а Пан его высмеял, но сохранил сюжетные рамки; Ник и Вера лишь повторили ходы как "ВК", так и "Ведьмака". Нет, это не вороватый менталитет, просто в рамках христианизации Руси потерялся целый пласт русского народного эпоса, который пытаются заполнить Никитин, Масленков и Семенова, впрочем, их базис - это богатырские романы XVIII века, написанные по законам куртуазной литературы, что снова приводит их к Западу, на что и указывал пан Анджей Сапковский в статьях "Пируг..." и "Варен_и_К, или нет золота в Серых горах". Славянский богатырский эпос, как бы хорош он ни был, не дает развернуться писателю в полной мере, слишком строгие рамки и большая ответственность...
Выходит, что родиной эпоса и жанра фэнтези в целом, является Северная Европа, т.е. те государства, основанные готами: народами воинственными, поэтому современная философия гипергуманизма вступает в конфликт менталитетом не только средневековья, но и более ранней эпохи. Цель данной работы: указать авторам на ошибки в мышлении фэнтези-героя, не создавая конфликта, и тем самым не вызывая безудержного смеха читателя.
И смех и грех
Первое, что вызывает смех у современного человека - спор героев о плоскости Земли. Несомненно, это вызывает у читателя улыбку, и герой автоматически становится на уровень ниже читателя, однако это происходит в том случае, если автор сам хочет выставить себя невеждой. Тогда появляется конфликт: отчего же герой тогда решает сложнейшие геометрические задачи, а маг, прочтя множество книг, рассчитывает эффект от поражения огненным шаром, а так же знает о силе притяжения, но до упора остается тупым в вопросе восприятия земной поверхности?
Современный человек знает, что Земля даже не круглая, а чуть приплюснутая у полюсов из-за вращения; знает, ось наклона к центру Земли составляет до 15 градусов. Знает, что Луна притягивается Землей, а сама Земля вращается вокруг Солнца. "Это достоверно известный факт". Средневековый человек вправе задать вопрос: "а где доказательства этого факта?" "Нет, ну все же наглядно показано компьютерной графикой, об этом говорят во всех научных передачах". "А ты лично видел то, что Земля круглая, или это тебе так сказали?" "Вот же формулы, по ним можно рассчитать все!" "А эти формулы скажут, в какой день нужно сеять рожь, а в какой пшеницу? И тогда к чему мне знать, что Земля круглая, если она не приносит пищи и не делает меньше злодеяний в жизни?"
При всей разницы в знаниях, человек остался на том же уровне развития, поэтому нельзя воспринимать средневекового человека - как основу для фэнтези-мира, за глупого в современном, но следует заменять современные фобии (вера в пришельцев, страх экономического кризиса, встреча с маньяком, гнев на убийцу твоего друга, попадание в отделение милиции, проверка службой ФСБ и прочие неприятности) средневековыми аналогами (вера в чудищ, страх неурожая, встреча с оборотнем, гнев на убийцу твоего друга, попадание в руки разбойникам, поборы от сюзерена и прочие неприятности). Многие люди не понимают, что не отличаются от себе подобных, полагая, что знания вокруг них естественно служат подтверждением их развития. Бинарный код и C++ для многих остается терра инкогнита, как для автора данной работы долгое время оставалось загадкой слово "ипотека", а ныне "рост котировок" и "рынок ценных бумаг" - совершенно бесполезные сведения, как и вычисление курса рубля относительно "Индекса Доу Джонса" и "РТСИ" - попытка из денег сделать деньги, это тоже самое, что смотреть на труды алхимиков, пытающихся из свинца получить золото.
Как и в современности, человеку средневековому необходимо было доказать наличие того или иного явления. Женщинам доказывать было вообще бесполезно, впрочем, в наши дни тоже. Если их внутренний мир спорил с полученной информацией - эта информация отвергалась, как несуществующая. Если Христос сошел с креста и ударил монаха в лоб, и от этого он умер, то так оно и было, без вопросов. Этот комизм часто усматривается у женщин-авторов. Авторы-мужчины более логичны и, следовательно, менее жестоки, но и менее разнообразны в сюжетных ходах.
Итак, разобравшись с тем, что средневековый человек не должен уступать в разумности человеку современному, перейдем к философии жизни. И первое что будоражит всех гуманистов - наличие жестокости в жанре фэнтези: паладины, крушащие зло направо и налево и не уступающие в количестве трупов самому главному злодею. Нет гуманизма. Есть, есть гуманизм, только искать нужно его не на обертке, а в смысле. Как в "Амулете Волхва" Дениса Чекалова: есть светлые, добрые люди; есть темные, злые люди, но волхв говорит своему помощнику: "Бойся серых, они самые опасные". Действительно, серые если не равнодушны, то вынуждены совершать те или иные поступки, ибо того хотят не они, ибо того требует сама ситуация, в которую они попали. Именно это и делает главный герой Чекалова - подстраивается под ситуацию. "Амулет волхва" - это одна из тех немногих книг, где человек из современности, будучи изначально "темным", попадая в прошлое, в эпоху Ивана Грозного и Бориса Годунова, не выделяется из общей массы, он прекрасно в нее вливается, потому автору удалось описать вымышленный мир достаточно хорошо. Это достигается очень малым: жизненные ценности остаются неизменными, да и ценность самой жизни тоже, а далее дело за малым: приспособить доступные средства того времени под необходимые нужды. Чекалов пошел дальше, его книга отличается от десятков подобных тем, что главный герой логично вырос, перешел в иную духовную стадию. Попав в мир "темным", он постепенно стал "серым", а в конце вынужденно преобразился в "светлого", хотя сам герой это отрицает. Он не видит изменений, это и выделяет роман из числа прочих. Допустим, что этот прием называется "погружением сознания героя в рамки вымышленного мира".
У Андрея Белянина дело обстоит совершенно по иному, это "проекция сознания героя в рамки вымышленного мира". Здесь главный герой тупит, и мир вокруг него тоже не отличается высокой нравственностью. Курьезы и нереальность происходящего сглаживается юмором, вполне плоским. Здесь нет философских рассуждений о "светлых" и "темных" людях, книга написана для поколения "Дома 2", которым не хочется рассуждать и думать, им хочется получать удовольствие. Как развлечение, не особо умная замена телепередачи подойдет как нельзя лучше. Обилие штампованных ситуаций граничит с количеством страниц.
Другое дело "Дочь некроманта" Ника Перумова. Здесь виден не только образ нормального человека, девушки, выращенной неведомыми существами в рамках дисциплины и естественного отбора. Слабый умирает точно. Девочке сломали мышление, и она выросла в этих условиях, приняв их - это был ее ключ к выживанию. В итоге она стала равнодушной ко всему, но если что-то или кто-то ее задевает за живое - тут же этого живого и лишается. Конец вполне в духе "Звездных Войн": "Я - твой отец..." Несмотря на сложный для чтения стиль, слабо прописанный мир, который выглядит несколько нереально, даже для вымысла, но заложенная философия компенсирует недостатки. Можно сказать, что здесь видно "рождение сознания героя в рамках вымышленного мира".
Проблема большинства публикаций в том, что они повторяют предыдущие. Это кризис даже не жанра (хотя именно фэнтези и страдает), а всей литературы, и начался кризис в конце XIX века. "Пипл хавает" - сокращенный вариант статьи Д.С. Мережсковского, как одного из основателей поджанра, названного альтернативной историей. "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи" как нельзя лучше подходит под описание.
Автор данной работы придерживается мнения, что фэнтези - это не просто наличие эльфов в книге, это нечто большее. Размышление о том, что вымысла в жанре должно быть до 80% и 20% реальности не находит отражения ни в "Ведьмаке", ни во "Властелине конец" и "Хоббите", ни даже "Амулете Волхва". Наоборот, для того, чтобы произведение отражало описание жанра: "творческий метод романтизма, характеризующийся созданием произведений, основанных на мифотворчестве автора, имеющих ярко выраженное философское звучание". Любое событие, любой конфликт, использованный в фэнтези-романе не должен быть взят из воздуха, но обязан отражать действительность, иначе вымышленный мир остается вымышленным и не задевает читателя. Задача автора так замаскировать проблемы современного общества, чтобы читатель от собственной умности прыгал от счастья.
Как высказался Вадим Панов на Фанконе "Цитадели Олмера" в 2004 году, "Извечная борьба бобра с ослом" уже не актуальна. Фэнтези-литература нагнало, наконец, ролевые игры по фэнтези-мирам, где "добро" и "зло" слишком размыты, хотя заграничные писатели вроде Роберта Сальваторе все еще насилуют "законно-добрых" персонажей идущих убивать "хаотично-злых" по классификации мировоззрения игры с 40-летним стажем "Dungeons&Dragons", новые заграничные писатели чаще заимствуют "нейтрально-законных" или "нейтрально-хаотичных", которые могут совершать, как добрые, так и злые поступки, тем самым поднимая философичность жанра. Отечественные авторы занятые работой на издательство и кошелек, они занимаются тем, в чем обвиняют Дарью Донцову - в штамповке произведений. Самое грустное в том, что это правда.
Из фэнтези-философов современности можно выделить лишь пана Анджея Сапковского (Польша) и Дэвида Геммела (Великобритания), умершего 28 июля 2006 года. Их книги настолько полны жизни и семейных ценностей, что достойны встать вровень с книгами Пелевина, Мережковского, Генрика Сенкевича, ибо проблемы поднимаемые в их книгах выше обычного геройского и магического фэнтези, сюжеты вырываются из общей массы своей глубиной и философским смыслом. Эпичность происходящего превосходит тривиальные "Властелин Колец" и "Конан-Варвар". Единственно, что может с ними сравниться - это гексология "Дюна" Френка Герберта и "Война и Мир" Льва Толстого.
Заключение:
Хотя многие литераторы смотрят на жанр фэнтези, как на детскую или подростковую литературу, она таковой в лучших своих произведениях не является и несет исключительно философский смысл, всякие отклонения являются подделкой. Вымышленный мир наиболее сложен для понимания, но самый приближенный к реальности мир заставляет читателя радоваться чуду, которого он не видит вокруг себя. Люди, напрочь лишенные фантазии, твердят, будто фэнтези - это развлечение и к настоящей литературе не имеет отношение, впрочем, возносят Гоголевский "Миргород", таким образом, они настолько хотят быть детьми, что даже себе запрещают в этом признаваться. Желание быть взрослым - не находит отражение в их жизни, и большинство их работ основаны на жизнеописаниях и мемуарах других людей. Иными словами, они сплетничают, даже не стараясь облечь слухи в какую-либо форму, не пытаются их систематизировать или разделить, провести вымышленную борьбу, искоренить одни мысли другими, вызвать злобных драконов современной беллетристики, чтобы с помощью магии слова их победить, напасть на зеленокожих гоблинов толстых журналов, совершить набеги на литературные интернет-города с целью наживы потенциальных воинов армии настоящих литераторов.
Любая литература описательного плана скучна и бесполезна, если нет в ней философии, нет действия, которое эта философия и вызывает. Фэнтези в этом плане подменяет привычный серый мир, полный предрассудков, на красочный с еще большим количеством законов и суеверий. Человек изголодался по сказочным фильмам Ро и прочих режиссеров. Если нет в произведении поучения, если оно не делает тебя лучше, не заставляет мыслить, то произведение действительно никчемно. Не поможет ни изучение эпосов и куртуазной литературы, ни описание злободневной действительности.
Пока что в России фэнтези нет, осталось лишь тоже подобие западной литературы, русский автор погрузился в поиск героя, но его пока нет, а нет героя нашего дня, нет прозы, нет ответов и схемы развития сюжета. Только слухи... А в дни кризиса людям хочется именно вымысла, как это было в 30-е годы в США, когда стала популярна фантастика. Кризис налицо, но нет хорошего вымысла, достойного называться литературой в России.
Рецензия от Дьячковой Е.В.
Цитата
Уважаемый...
Ваша работа представляет несомненный интерес. Во введении Вы рассуждаете, когда и где зародился жанр Фэнтези, выделены его поджанры: героическое фэнтези (...) и эпическое фэнтези (...). В главе "И смех и грех" обсуждается вопрос, можно ли воспринимать средневекового человека как основу для фэнтези-мира; а также особенность этого жанра в зависимости от того, кто его создает (автор-женщина или автор-мужчина). Здесь же характерезуюется ряд известных произведений.
Заключение пессиместично - в России фэнтези нет.
Не совсем ясно одно, как Вы сами относитесь к этому жанру.
Работа зачтена