Этот "каганат" - предполагаемое государственное образование на среднем Днепре, существовавший приблизительно в VIII-IX веках, и окончивший свое существование после завоевания Олегом.
Идея это давная, вот уже полвека ее таскают туда и сюда, одно время силами академика Рыбакова каганат продвигался как основная гипотеза автохтонного возникновения славянской государственности в противовес норманнской, потом, ввиду новых на тот момент археологических находок, однозначно подтверждавших скандинавское присутствие, гипотеза стремительно маргинализовалась. В девяностые ее вытянул и довел до нестыдного вида академик Седов, сумев подвести под нее даже некоторое археологическое обоснование. Сейчас она понемногу возрождается и крепнет заново.
Сразу оговорюсь, что исторически она продавливалась в пику продажной девке буржуазного норманнизма, поэтому обладает совершенно особым душком. Хотя на мой взгляд никак принципиально не противоречит заселению будущей Руси скандинавами, и даже наоборот гораздо выигрышнее смотрится с ним, чем без него: как, скажем, аналогичное Ладоге, и, возможно, конкурирующее с ней ранне-государственное образование со скандинавской аристократией, но, за счет большей изоляции от собственно Скандинавии, - с более выраженной славянской компонентой.
Гипотеза основывается на неоднократных употреблениях в нескольких независимых источниках словоформы "хакан"-"каган" по отношению к норманнам\руси и попытках привязать это образование к волынцевской археологической культуре. Плюс к тому, исходя из датировки и реконструкции заимстований слова "русь" и некоторых торговых терминов в верхнегерманские языки, как шведских слов, переданных посредством славянского языка не позднее начала 9го века, гипотезу можно дополнить тем, что это образование было по-видимому славяноязычно в куда большей степени, чем то же приладожье. Вплоть до того, что славянский язык выступает в качестве лингвы франка, и норманны в разговорах с покупателями из третих стран говорят по-славянски и на славянский манер - и в том числе о себе.
Идея обладает несколькими важными достоинствами:
- во-первых, снимается вопрос о странной двусмысленности чтений "русы"\"славяне" в ранних арабских источниках: они все говорили по-славянски, нетрудно запутаться;
- во-вторых, решается проблема с датировками некоторых рейдов в Византию, которые иначе приходится рассматривать как летописные вариации более поздних походов Олега, с которыми они совпадают в дне прибытия вплоть до недели;
- в-третьих, становится понятно, как, почему и против кого летописный Олег шел на Киев: история распадается на серию конфликтов норманнов за контроль над путем из варяг в греки;
- к тому же, очень соблазнительно прикрутить к этому конфликту случившееся примерно в это же время разорение приграничного Гнёздово, где одна выраженно скандинавская культура сменилась другой такой же скандинавской культурой.
Получается очень красивенько и гладенько, одна беда: археологии никакой.
Кто-нибудь знает, какие у этой гипотезы есть серьезные недостатки, помимо перечисленного?