Мир Dragonlance - Форум - Помощь - Поиск - Участники
Перейти к полной версии: Контркультура
Форум Dragonlance > Общение > Таверна «Последний приют» > Архив
Swirl Soul
Давайте поговорим о контркультуре. Ведь вопрос достаточно интересный. Миф это, или же существующее явление?

Согласно учебнику культурологии:
Контркультура - специфический вид субкультуры.
Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму (концепцию), отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет себя доминирующей культуре и находится в конфликте с господствующими культурными ценностями.

Но на мой взгляд, вопрос гораздо сложнее. Настолько же сложный - как разграничение "попсы" и "андеграунда" smile.gif
Мой друг-гитарист совершенно серьезно заявил что группа попсовая - если ее слушает более 3-х человек smile.gif
Такая же ситуация и с определением контркультурных движений. Четких рамок нет, при желании можно записать в контркультуру даже гопников,ведь их действия в большинстве своем антикультурны.
Яркий пример контркультурного движения - "Бойцовский Клуб" Паланика. Он стал примером на который многие равняются.
Вполне можно сформулировать - что характерно для контркультуры:

1. Не только отрицание культурных ценностей, которые навязываются общественным большинством, но и борьба с ними различными методами.
Антикультурные действия - именно это отличает контркультуру от субкультуры.

2. Скрытность контркультурных движений (большинство не знает, но они на самом деле есть. invisible monsters).
Тут все просто - у общества есть способы контроля за общественным порядком. А контркультурные движения постоянно его нарушают. Чтобы избежать уничтожения обществом им приходится скрыватся.

3. Тщательный отбор кандидатов на вступление. Специфический подход к организации и управлению.
Вытекает из 2-го свойства.

Могу назвать еще один пример контркультурных движений - английских футбольных hooligans, своими беспорядками они подняли на уши всю Англию. Для них характерны все три признака.

К вам у меня такие вопросы:
1. Можно ли вообще говорить о контркультуре как явлении?
2. Какое у вас отношение к контркультуре и антикультурным, антиобщественным действиям?
3. Можно ли причислять Падонков к контркультуре?

Интересно увидеть любые рассуждения, оценки, мнения по этому вопросу. Я не пишу реферат (я вообще строитель) - меня этот вопрос действительно волнует!
Индра
1.) Можно. И нужно.
Ты уже говорил, что гопота - та же самая контркультура, ибо действия их некультурны. (Если считать культурой систему ценностей, правил поведения и т.д.) Наряду с их действиями, контркультурен и их образ мышления. Культурные бородатые литературоведы утверждают, что Кафка - хороший писатель, часть европейской культуры. Если спросить у футбольного хулигана что он думает о кафке, тот ответит:
- Я е.... Кафку!
Это некультурно, но хулиган даже этого не понимает, что тоже очень важно.
А бывают люди, которые понимают. Это любители всякого треша, всякого тру-блэка, падонки. (Имейте в виду, что некоторые из них тоже ничего не понимают). Те же тексты cannibal corpse навряд ли ориентированны на профессиональных каннибалов; они смущают широкие массы и вызывают дикий хохот у фанатов. А черный метал чего стоит!
Получается, что контркультура делится на неосознанную и осознанную. И первый случай... ведь гопник не любит Кафку не потому, что не согласен с его жизненной позицией. Он его не знает, значит это - просто бескультурие. Значит, к контркультуре он отношения не имеет
ибо
человек не может относится к контркультуре, если не знает культуры. Вот так.
2.) Самое прямое! Я обожаю мясной треш и черный металл!!! Съедобный вскрытый труп - что может быть смешнее! И этот Аццкий Сотонизъм с его перманентным стёбом над всеми "святыми для нормального человека" идеалами! А вот падонки от меня дальше.
3.) Тем не менее, падонки - тоже контркультура, ибо во главе их - всякие Удавы и другие люди, которые, вроде, не дураки и действия свои мотивируют. Просто их стиль очень далек от меня.

Бойцовский клуб - видел, видел... драться нехорошо biggrin.gif
Cemetery_of_emotions
Цитата(Индра @ 25-11-2005, 1:57)
Мой друг-гитарист совершенно серьезно заявил что группа попсовая - если ее слушает более 3-х человек


ух ты, как любопытно. То есть, получается, я прямо самый что ни на есть непопсовый хардрок)))

А в общем это явление для меня новое, так что скажу просто мнение:


Цитата(Индра @ 25-11-2005, 1:57)
1. Не только отрицание культурных ценностей, которые навязываются общественным большинством, но и борьба с ними различными методами.
Антикультурные действия - именно это отличает контркультуру от субкультуры.



ну ясный пень, что это нехорошо в общем))

А вообще все остальное описание подходит под описание обычного сбора нигилистов, т.е отрицающих общепринятые устои. Такие люди всегда были, есть и будут, так что это не новое явление)

Цитата(Swirl Soul @ 24-11-2005, 5:06)
3. Тщательный отбор кандидатов на вступление. Специфический подход к организации и управлению.
Вытекает из 2-го свойства.


а это прямо под секту подгоняется))
Vedun
1. Можно ли вообще говорить о контркультуре как явлении?
2. Какое у вас отношение к контркультуре и антикультурным, антиобщественным действиям?
3. Можно ли причислять Падонков к контркультуре?


1.Пожалуй да.
2.Люди сами себя погубят.
3.Скорее их можно причислить к антикультуре, ведь подонок подонком и сдохнет.


Цитата
Я не пишу реферат (я вообще строитель)


Забавно, я тожэ.
DoceNT
Контркультура есть и этого нельзя отрицать(выше уже привели примеры). Отношение к ним довольно-таки отрицательное (не понимаю я, зачем нужно все сперва разрушить до основания, а лишь потом все снова строить, а именно к этому и стремятся "контркультурщики"). Падонки - не контр-ра, т.к. ИМХО это - просто (сорри если что) тупняк(в др. теме если хотите поговорим об этом).
Индра
Цитата
ну ясный пень, что это нехорошо в общем))

Цитата
). Отношение к ним довольно-таки отрицательное (не понимаю я, зачем нужно все сперва разрушить до основания, а лишь потом все снова строить, а именно к этому и стремятся "контркультурщики").

Ну зачем же разрушать до основания? Идеальной культуры быть не может. У каждой культуры есть свои изьяны, которые другим, может, изъянами и не кажутся, но кому то - кажутся всенепременно, и если человек аргументированно выражает своё мнение (которое, как ни крути, всего лишь имхо) - что же в этом плохого?
Тоги - Злобная Рыбка
А что можно назвать антикультурой?
Цитадель Олмера пропагандирует НЕформат,
это антикультура, не подчинения и не желание следовать за рамками общественных норм и морали десоциализации общества, основанной на таком фильме как "БК" (Я к стати не смотрел, и не собираюсь)

По поводу "попсовости", тут ее нужно разделить на несколько категорий, в первую войдет Муз-ТВ, МТV и прочие каналы, я забыл Первый канал, Россия и т.п., где крутят то, что экономически выгодно, но не значит качественно сделано. Я против этого. Теперь поговорим о популяризации среди НеФормалов, поддерживающих НеФормат: во-первых, НеФорматом мы создаем конкуренцию Формату, что также экономически выгодно; во-вторых, если считать наполенный зал, где группа выступает в живую, толпой, но группа несомненно популярная, т.е. попса. Вот мы и зашли в тупик, из котрого я могу вывести. Популярная музыка, та, которую желают слушать многие, не является попсой в прямом значении слова в современном обществе. Сама "попса" пошла как шаг в зобированнии толпы, ради ее управления путем избитой фразы, начатой еще Богдана Титомира: "Смотри на меня, и делай как Я", отсюда все наши и беды. Люди перестали самостоятельно думать, за них это делают те, кто стоит у "кормушки", остальные же слоя населения, смотрят и борятся также за место у второй круг у кормушки, и все видят это, и начинается цепная реакция. Девизы "Делай как Я", "Будь как все" внегласно царствуют в обществе. И это называется среди Формата - культутрой, поэтому Неформат - антикультутра. Но с точки зрения НеФормата, все наоборот. В принципе ничего в мире не изменяется, как была борьба Света и Тьмы, так она и осталась; вопросы остались те же: "Кто для кого Свет?" Что там во Тьме?" "Тебе не кажется, что Свет ослепляет?"

ЗЫ "Сейчас в век высоких технологий люди забывают сами принципы мироздания, так хорошо высказанные Тацитом, Демосфеном, Саво, Аристотелем, Цицероном, тем же Конфуцием, Сунь Цзы и другим философами и учеными древности. Мы их произносим, когда нам этого нужно, но никогда ими не руковоствуемся, и в этом ошибка как обеих общественных (!) культур. Сегодня люди (толпа) забывает о рановесии в мире, словно слепцы ищет Свет, не зная, что он их ослепил. А равновесие есть гармония Мира и Человека, как Личности".

ЗЫ "Проситите за демагогию, не сдержался".
DoceNT
Цитата
Ну зачем же разрушать до основания? Идеальной культуры быть не может. У каждой культуры есть свои изьяны, которые другим, может, изъянами и не кажутся, но кому то - кажутся всенепременно, и если человек аргументированно выражает своё мнение (которое, как ни крути, всего лишь имхо) - что же в этом плохого?


Я не говорю что это плохо. Я лишь за то, чтобы не полностью разрушать, а частично и в основном преобразовывать. Могут ведь несколько человек высказав каждый свое мнение и аргументировав, прийти к компромису, или нет? Зачем отделяться и говорить: "Все похерим, сделаем новое и будет хорошо"?
Тоги - Злобная Рыбка
У меня складывается чувство, что люди читают книгу, а видят только буквы.
Сага о Копье:
Истар, Король-жрец. Он решил, что все народы, кроме добрых должны умереть, за это и поплатился весь мир, погрязнув в Катаклизме.
Два брата близнеца: Рейстлин и Карамон. Один больной, тщедушный, ученый и умный, Законно-злой (по ДнД), маг. Второй, сильный и могучий, слабоват на ум, не имеет склонности к магии. Два брата, каждый бруд друга дополняет, осаваясь при этом при своем мнении. Каждый по отдельности, есть гармоничная личность, вместе - взаимный компромис.
Kaeron
Стрёмная тема. Непонятная. Конфуции какие-то не в кассу упомянуты всуе, Сага о Копье еще более некстати. Ваще о нафига строителю заморачивать об этом? Я вот начальник отдела и я не замарачиваюсь такими сложными материями. Мозг и без того забивается фигнёй. Я вона когда в корею летел исскал её на карте вблизи Индии...

Контркультура - это типа фашисты жгущие книги? Или это когда я напившись со страху, летя в корею, (я даже не знал где она находится!) назло азиатским братьям по разуму, плевал на пол. А те, неговорящие по русски воплями и непрличными жестами пытались втереть мне, что я не прав. Не врубаюсь я что обсуждают тут.
Тоги - Злобная Рыбка
Контркультура - это культура противопоставляемое официально принятой, вроде современных "цивилизованных" предрассудков животного общества.

Кстати сказать, фашизм - есть борьба за нацию со всеми вытекающими; Фашизм был в Испании и Италии, в Гитлеровской Германии был национал-социализм, а не фашизм, не стоит путать божий дар с яичницей, только в Германии жгли книги...

Цитата(Kaeron @ 28-11-2005, 17:17)
Или это когда я напившись со страху, летя в корею, (я даже не знал где она находится!) назло азиатским братьям по разуму, плевал на пол

Это не контркультура - это безкультурье!!!
Kaeron
Тоги - Злобная Рыбка тогда объясни мне дураку, чем безкультурие от контркультуры отличается?
Swirl Soul
Индра,

Цитата
Получается, что контркультура делится на неосознанную и осознанную. И первый случай... ведь гопник не любит Кафку не потому, что не согласен с его жизненной позицией. Он его не знает, значит это - просто бескультурие. Значит, к контркультуре он отношения не имеет
ибо
человек не может относится к контркультуре, если не знает культуры. Вот так.

Согласен. И дело даже не в том, что гопник не знает Кафки. Просто ему материально выгодны его антикультурные действия. Спроси гопника - почему он выбрал такой образ жизни - он скорее всего ответит, что по другому не может деньги зарабатывать.

Цитата
Если спросить у футбольного хулигана что он думает о кафке, тот ответит:
- Я е.... Кафку!
Это некультурно, но хулиган даже этого не понимает, что тоже очень важно.

Я говорю об организованных фанатских фирмах, таких как всемирно известные I.C.F., Gooners, Selector. Часто к ним примыкают умные и вполне зрелые люди. Цель? Они хотят выплеснуть свою агрессию по отношению к культуре общества. Устраивают беспорядки на стадионах и вне их. Их действия имеют реальную силу и они по-настоящему контркультурны. В подавляющем большинстве своем они не обижают мирных людей.

И еще хочу добавить. Культура - это не только Кафка, Пушкин, Коэльо. Это культурные ценности, мораль, стандарты поведения.

Cemetery_of_emotions,

Цитата
ну ясный пень, что это нехорошо в общем))

А вообще все остальное описание подходит под описание обычного сбора нигилистов, т.е отрицающих общепринятые устои. Такие люди всегда были, есть и будут, так что это не новое явление)

Я и не говорил что явление новое. Количество нигилистов с каждым годом растет в большинстве демократических стран - и этот вопрос действительно актуален.
Кстати мне кто-нибудь может объяснить - чем нигилист отличается от циника?

Vedun,

Цитата
2.Люди сами себя погубят.

Товарисч-строитель, а можно чуть подробнее? Почему столь отрицательное отношение к процессу разрушения массовой культуры? smile.gif

DoceNT,
Цитата
не понимаю я, зачем нужно все сперва разрушить до основания, а лишь потом все снова строить, а именно к этому и стремятся "контркультурщики"

Потому что "контркультурщики" стремятся к свободе и большинство предпочитают анархический строй. А чтобы сделать в мире анархию - нужно проделать что-то вроде того, что сделали ребята из БК.

Цитата
"Все похерим, сделаем новое и будет хорошо"

Никто и не говорит что будет хорошо smile.gif Будет интересно и больше простора для проявления индивидуальности.

Тоги - Злобная Рыбка,
Цитата
Контркультура - это культура противопоставляемое официально принятой, вроде современных "цивилизованных" предрассудков животного общества.

1-ю часть твоего высказывания понял и в некотором роде согласен. Контркультура - культура шиворот навыворот. А вот со 2-й наверное мне не дано... Расшифруй пожалуйста.

Kaeron, кстати, вполне антикультурное действие - писать в топик, содержание дискуссии в котором тебе не понятно. smile.gif

Цитата
Не врубаюсь я что обсуждают тут.

Мы обсуждаем аспекты контркультуры. Насколько это серьезное явление, и как оно будет себя проявлять в будущем.
Kaeron
Swirl Soul
Прав. Я есть сама антикультура, воплощенная сдесь и сейчас во всех мыслимых и не мыслимых действах и явлениях. Бойтесь и преклоняйтесь.

Но на мой вопрос ни кто так и не ответил.
Тоги - Злобная Рыбка
Цитата(Swirl Soul @ 1-12-2005, 12:53)
Тоги - Злобная Рыбка,

Цитата
Контркультура - это культура противопоставляемое официально принятой, вроде современных "цивилизованных" предрассудков животного общества.

1-ю часть твоего высказывания понял и в некотором роде согласен. Контркультура - культура шиворот навыворот. А вот со 2-й наверное мне не дано... Расшифруй пожалуйста.

"цивилизованные" предрассудки животного общества - это то, что сейчас видно из СМИ, т.е. пропаганда "нажраться да по трахаться" и при этом иметь виллу и 1 млрд латов (они дороже доллара), простите модераторы, но это нужно называть своими именами. Это я называю теми самыми "цивилизованными" предрассудками животного общества, еще могу добавить о том, что дети должны быть точной копией родителей, так по крайней мере воспитывают большинство. я уже говорил "Будь как все". Лично я не желаю быть как все, и делать то, что все считают нужным. Я сам знаю, что мне необходимо, и я этого добьюсь без чьих либо сомнительных советов, потому как осознаю свои способности и возможности.

А теперь моя статья, которую я хотел отдать в местную газету:

Неформалы: контркультура или бескультурье?

Человек издревле стремился разделить окружающий себя мир. Это должно было помочь познать, изведать, докопаться до сути не только своего существования, но и мироздания в целом. Еще стратеги Древнего Рима, воспитанные на изречениях греческих и римских философах, говорили: «Разделяй и властвуй!». Ибо исключительно совокупность знаний в разных областях науки и способствовали появлению действительно значимых вещей и технологий. Только разделение естествознания при Дидро, Ньютоне, Дарвине позволило добиться поистине фантастических результатов к XXI веку, и эти науки развиваются в геометрической прогрессии.
Увлеченные погоней за новыми достижениями в науках, мы зачастую забываем о культуре, традициях и социализации людей. Это прискорбно. Именно поэтому культура, общая и исконно единая, начинает дробиться подобно Естествознанию в Позднее Средневековье. Наряду с устоявшейся культурой возникает другая, порой противоположная культура – контркультура.
Контркультура или бескультурье?
В принципе с этого вопроса и следовало начинать статью. Действительно ли контркультура настолько аннигилирует сложившееся мировоззрение, что превратилась в бескультурье? Действительно ли иные предрассудки общества настолько страшны, что их последователей необходимо нивелировать? Или же истоки подобной реакции следует искать в страхе перед непониманием?
Неформализм – обощенный пример контркультуры. Неформалы есть в каждом городе, во многих селах и деревнях. Они сильно отличаются от всех людей. Их презирают за внешний вид, несоответствующий определенным категориям людей, за давящую на уши музыку, часто за само их существование.
Встретив на улице неформала, будь то в косухе и в больших ботинках, будь то в шароварах и нереального размера кроссовках, люди сторонятся, переходят на другую сторону проезжей части. Особенно это происходит, когда их несколько, и они подвыпившие. Это уже стало стереотипом, брендом, ярлыком. Но если посмотреть на другую часть молодежи, то она ведет себя примерно также, только заработанные деньги проигрывают на игральных автоматах и пропивают в подворотнях и барах. Неформал в свою очередь имеет цель, он не просто тратит собственные сбережения, он их расходует с личной выгодой: он купит гитару, одежду, мотоцикл или книгу, - и только после этого пойдет и приобретет выпивку.
Теперь стоит сделать оговорку. Неформал неформалу рознь. В любом обществе находятся недоразумения природы, это бескультурные люди. В этой статье говориться только о тех неформалах, которые осознают себя сторонниками другого общества; которые стремятся добиться уважения; которые вопреки сложившегося о них мнения тянуться к знаниям, к развитию духовному и физическому. Среди неформалов не редко встретишь увлеченных людей: зимой многие играют в хоккей, летом – в футбол; другие зачитываются книгами, третьи проводят время в гаражах лелея своих железных жеребцов – все это является хобби, отвлечением от обычной жизни, в которой они работают и учатся во благо нашей Родины.
По примеру древних римлян, неформализм на множество подкультур: металлисты, байкеры, готы, бритоголовые и др. Даже рэппэров и хиппи можно отнести к одной их подкультур. У каждой из них своя философия, у людей разное понимание происходящего в мире, свои взгляды на жинзь. Лишь одно их в полной мере объединяет – противопоставление сложившемуся «Формату», основной идеи распространенной культуры. Неформализм, в роли ответчика за «НеФормат» в СМИ и в жизни, есть обратная стороны монеты. Культура и Контркультура не могут существовать друг без друга, как не нельзя представить Свет без Тьмы, Дня без Ночи, Жизни без Смерти, как невозможно оторвать Добро от Зла. Без «орла» и «решки» - монета не полная, не действительная, они дополняют одно целое. (О ребре разговор не ведется потому, что оно равнозначно бескультурью.)
Мы вернулись к тому с чего начали: разделение ради познания. Вот оно деление единой культуры на два якобы противоборствующих лагеря, теперь настало время понять, изведать и сравнить эти культуры. Так ли они плохи в глазах оппонентов? Действительно ли они антагонистичны, как кажется с первого взгляда?
Современное торговое общество, Рынок, не осознают возможную выгоду в полной мере на конкуренции двух этих культур, тем самым отказываясь от самого принципа торговли в демократической стране. Но те, кто смог это воплотить, не желают расставаться с этим бизнесом, прибыльными контрактами и верными потребителями, даже если, взрослея, последние меняют свою точку зрения на окружающий мир.
Ложно утверждать, что те неформалы, о которых говориться в этой статье, не ищут общения. Наоборот, большинство их них открыты и безобидны, потому как живут по знакомому издревле принципу: относись к людям так, как они того заслуживают. Пора уже снять ярмо прокаженных с неформалов и наладить отношения по их же принципу. Сделав это, можно будет увидеть, как преобразится впечатление. Многие неформалы умные люди, знающие проблемы общества и страны, любящие родину, способные подсказать, где что нужно сделать, чтобы было лучше всем. Необходимо только пойти им навстречу, пообщаться с ними.
Будем надеяться, что все недоразумения, непонимание и страх перед контркультурой, какой бы она не была, со временем пройдут, и люди протянут друг другу руки с откровенной улыбкой, без злобы, как к равным себе.
Тоги ди Драас (с)
Alaric
Тоги - Злобная Рыбка
Статья, мягко говоря, странная.
Цитата(Тоги - Злобная Рыбка @ 5-12-2005, 1:47)
Встретив на улице неформала, будь то в косухе и в больших ботинках, будь то в шароварах и нереального размера кроссовках, люди сторонятся, переходят на другую сторону проезжей части. Особенно это происходит, когда их несколько, и они подвыпившие.

Увидев на улице в темное время суток несколько подвыпивших людей, я не буду приглядываться - являются они неформалами или нет. Я их просто постараюсь аккуратно обойти. Подозреваю, что для любого человека в подобной ситуации будет более важно то, что они подвыпившие, а не то, что они неформалы.
Цитата(Тоги - Злобная Рыбка @ 5-12-2005, 1:47)
Среди неформалов не редко встретишь увлеченных людей: зимой многие играют в хоккей, летом – в футбол; другие зачитываются книгами, третьи проводят время в гаражах лелея своих железных жеребцов – все это является хобби, отвлечением от обычной жизни, в которой они работают и учатся во благо нашей Родины.

Как это не парадоксально, но среди людей, которые неформалами не являются, тоже встречаются увлеченные люди smile.gif Вы не пробовали считать, где больше? smile.gif
Цитата(Тоги - Злобная Рыбка @ 5-12-2005, 1:47)
Только разделение естествознания при Дидро, Ньютоне, Дарвине позволило добиться поистине фантастических результатов к XXI веку, и эти науки развиваются в геометрической прогрессии.

Считаю сие заявление более чем спорным. Причин, почему наука стала развиваться быстрее, можно придумать уйму.
Более того, в некоторых областях человеческого знания разделение вредно. Например, очень сложно понять литературу некоторого периода, не зная его историю.

На мой взгляд, все просто. Бывают культурные люди, а бывают - некультурные. Бывают умные, а бывают не очень. Бывают люди, которые пытаются "выпендриться" в своем внешнем виде, а бывают те, которые не собираются внешне особенно сильно выделяться. И все это никак не связано smile.gif
Если один человек делает какие-то отрицательные выводы о ком-то только из-за того, что тот одет в косуху или носит длинные волосы - это не свидетельствует о его высоком интеллекте. Но если кто-то считает, что те же длинные волосы или косуха делают его каким-то особенным, то о его интеллекте можно сделать тот же вывод.

Цитата
Контркультура - это культура противопоставляемое официально принятой, вроде современных "цивилизованных" предрассудков животного общества.

Вот я вообще не вижу никакой официально принятой культуры. Кто ее принимать официально должен?
Цитата(Тоги - Злобная Рыбка @ 5-12-2005, 1:47)
"цивилизованные" предрассудки животного общества - это то, что сейчас видно из СМИ, т.е. пропаганда "нажраться да по трахаться" и при этом иметь виллу и 1 млрд латов (они дороже доллара), простите модераторы, но это нужно называть своими именами. Это я называю теми самыми "цивилизованными" предрассудками животного общества, еще могу добавить о том, что дети должны быть точной копией родителей, так по крайней мере воспитывают большинство. я уже говорил "Будь как все".

Честное слово, когда я смотрю СМИ, я там таких ужасов не вижу, но не о том речь smile.gif А почему Вы решили, что все вот это имеет хоть какое-то отношение к культуре? smile.gif На мой взгляд, уж простите за каламбур, из наших СМИ чуть ли не наибольшее отношение к культуре имеет телеканал "Культура", а там такого точно нет smile.gif
Тоги - Злобная Рыбка
Канал "Культура" в телепередачах, особо мною любимых: Апокриф и Культурная Революция - не углубляются в вопросы поставленные в начале передачи; все разговоры ведуться в разогретой воде, у поверхности, но редко задевают глубинные вопросы.
По остальным каналам именно это и декламируется. Голливудские фильмы, где главгер - законно-нейтральный бывший а-ля СОБРовец воюет в городе и пригороде с террористами. Манчкин одним словом. По новостям из 40 минут 28 - уделяется террактам, смертям и катастрофам, что запугивает население, однако про РФ более или мение тихо, что-то вроде у нас все хорошо, а там, мол, плохо, что резко разнится с фильмами, которые явно показывают, что в за бугром лучше. И человек мечется то туда, то сюда,н е понимая, где же хорошо. Новые Российские фильмы: даже не думай 1,2, Бригада, Бандитский Петербург и др., где нормальные умные люди, говорят и живут "по понятиям", мол, так правильно. По мне это бескультурье, культура - канал правильный, хотя и не сколько странный. Сейчас все почему-то забывают, что мнгие отказывались от канала Культура в пользу питерского 5-го канала, раньше он никому не нужен был, но теперь его смотрял и даже уважают. Все НАШЕ СМИ есть парадокс, как мы сами.
По вопросу об увлеченных людях, смысл моего высказывания был таков, что и среди неформалов есть оные, а не где их больше.
Насчет официальной культуры - эта та культура, которая политически выгодна в стране. И ее принятие является банальным следованием ее постулатов и принципов общества, основанных на придуманных правилах (в отличие от меня, который живет по тем законам древних (о них еще в библии сказано (от Матфея точно)))
Статья еще не отдана, и думаю не отдам, хотя для нашей местных газет это пройдет как надо, т.к. они есть - рассадник желтых страниц.
Alaric
Цитата(Тоги - Злобная Рыбка @ 6-12-2005, 2:46)
По вопросу об увлеченных людях, смысл моего высказывания был таков, что и среди неформалов есть оные, а не где их больше.

Дело в следующем. Лично я в статье увидел фактически лишь два тезиса, говорящих в пользу неформалов. Первый - это то, что они тоже "хорошие", потому что у них есть увлечения, второй - что надо, мол, разделяться для лучшего развития. Первый, на мой взгляд, ни о чем не говорит, ибо найти человека без увлечений не так уж и легко. Второй спорен (я уже писал свои мысли о разделении), к тому же не раскрыто, каким образом контркультура способствует развитию (кроме необходимости конкуренции). Что касается конкуренции, то, на мой взгляд, в культуре она возникает совершенно естественным образом, ибо любой творец фактически отличается от любого другого.

Что же касается нашего телевидения, то у меня все больше и больше крепнет мысль, что я смотрю какое-то другое телевидение, нежели вся остальная страна smile.gif Я, правда, телевизор смотрю всего около 6-8 недель в году (когда домой приезжаю, в общежитии я ничего кроме футбола не смотрю smile.gif), но в течении этого времени я вижу и вполне достойные передачи на основных каналах, и хорошие российские фильмы, которые совсем не призывают жить по понятиям, и старые советские, которые к этому никак призывать не могут smile.gif
Тоги - Злобная Рыбка
Цитата(Alaric @ 6-12-2005, 13:19)
Второй спорен (я уже писал свои мысли о разделении), к тому же не раскрыто, каким образом контркультура способствует развитию (кроме необходимости конкуренции).

Теория она и есть теория, и имеет место на существование, пока есть люди ее признающие. даже без доказательств. (банальный пример, христианство: есть книга, осонванная на осмыслении более ранних принципов жизни)

Цитата(Alaric @ 6-12-2005, 13:19)
Что же касается нашего телевидения, то у меня все больше и больше крепнет мысль, что я смотрю какое-то другое телевидение, нежели вся остальная страна

Я тоже. Однако теперь я еще смотрю, чтобы выбрать то, что можно вплести в книгу, так сказать живой материал; или чтобы потом пофилософствовать об этом и по критиковать.
Alaric
Цитата(Тоги - Злобная Рыбка @ 7-12-2005, 2:46)
Теория она и есть теория, и имеет место на существование, пока есть люди ее признающие. даже без доказательств. (банальный пример, христианство: есть книга, осонванная на осмыслении более ранних принципов жизни)

Христианство (в частности) основывается на вере в том, что их Книгу даровал людям Бог. Ты тоже думаешь что-то подобное про свою статью? smile.gif В любом случае, ты конечно имеешь полное право верить в то, что написанное в твоей статье - правда. Но на отношение остальных к ней твоя вера, думаю, влияет мало smile.gif
Цитата(Тоги - Злобная Рыбка @ 7-12-2005, 2:46)
Я тоже. Однако теперь я еще смотрю, чтобы выбрать то, что можно вплести в книгу, так сказать живой материал; или чтобы потом пофилософствовать об этом и по критиковать.

Ты не понял. Я смотрю все те же центральные каналы телевидения, которые многие обвиняют в "отуплении населения, пропаганде "жизни по понятиям" и прочих подобных гадостях. Просто я их умудряюсь смотреть так, что я ничего подобного не вижу smile.gif
Тоги - Злобная Рыбка
Цитата(Alaric @ 7-12-2005, 3:16)
Просто я их умудряюсь смотреть так, что я ничего подобного не вижу

Мне бы так...
Цитата(Alaric @ 7-12-2005, 3:16)
В любом случае, ты конечно имеешь полное право верить в то, что написанное в твоей статье - правда. Но на отношение остальных к ней твоя вера, думаю, влияет мало

Согласен, это я и говорил. Однако же все увиденное по телевизору будет смотреться реально и в книге, только необходимо умело это замаскировать.
(Мысли про себя: нужно подработать стиль, чтобы более четко выражать свою мысль...)
Тоги - Злобная Рыбка
Совершенно случайно наткнулся на такое:

Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

У одного языка — несколько диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах,— субкультуры, группы, говорящие на разных языках,— различные культуры. Когда люди из двух групп, несмотря на несходство деталей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры — всего лишь варианты одной, господствующей, культуры.

Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Примером контркультуры, по мнению известного американского социолога Н. Смелзера, служит культура богемы. «Среди других ценностей богемы выделяются стремление к самовыражению, желание жить сегодняшним днем, требование полной свободы, поощрение равенства мужчин и женщин и любовь к экзотике. Это подразумевает отрицание таких ценностей господствующей культуры, как самодисциплина, самоограничение в настоящем ради награды в будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми правилами».

Возникновение контркультуры на самом деле — явление вполне обычное и распространенное. Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает только часть символического пространства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений. Оставшееся делят между собой суб- и контр культуры. Те и другие крайне важны доминирующей культуре, хотя на одних она смотрит с недоверием, а на других — с враждебностью. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты, позже средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков.

Иногда провести четкие различия между субкультурой и контркультурой затруднительно или невозможно. В таких случаях на равных правах к одному явления применяют оба названия.

Преступная субкультура, произрастающая в коллективных тюрьмах, которые называют «фабриками насилия», отличается специфическим поведением, правилами и даже языком. Здесь своя система иерархии и привилегий. «Особо привилегированные» (босс, бугор, рог зоны) — неформальные лидеры, имеют лучшее спальное место, лучшую пищу, эксплуатируют других. «Просто привилегированные» (борзый, отрицал) — сподручные и советники босса. Они — исполнители его воли и толкователи норм. Ниже по лестнице стоят «нейтральные» (пацаны) — основная масса осужденных. Им запрещается контактировать и оказывать помощь «непривилегированным» (шестерки, чушки, шныри), которые используются для грязной работы и служат орудием издевательств над «лишенными привилегий» (опущенные, обиженные). Для поддержания внутригрупповой стратификации (структуры) используется особый механизм «прописка». Она проводится в форме игры, загадок и других процедур испытания. Борьба за сохранение или повышение статуса носит, как правило, остроконфликтный характер и отличается особой агрессивностью, жестокостью и культом насилия. Конфликт с лидером чреват трагическими последствиями, которые нередко принимают форму самоубийства или членовредительства.
--------------------------------------------------------------------------------
Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.


На развитие культуры влияют самые разные факторы. Скажем, некоторые ее зоны отражают социальные или демографические особенности ее развития. Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка. Как раз по отношению к субкультурным явлениям родилась характеристика особой ментальности как специфической настроенности определенных групп. Люди реагируют на жизненные впечатления своеобразно. Их собственное поведение выстраивается по специфическим лекалам. Это какой-то сплав рассудочности, ценностного отношения, здравого смысла, стихийного самосознания и практики, — сплав нередко парадоксальный. Субкультуры в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность. Мы можем говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса. Цыгане, к примеру, не считают зазорным воровать у «чужих», однако воровство внутри табора оценивается как преступление. Здесь не практикуется также строго правовая жизнь. Судьбу человека, который нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями, собственным разумением и жизненным опытом.

На Кавказе, например, непочтительное отношение к старому человеку не будет воспринято как добродетель. В фильме «Мимино» есть замечательная реплика. Когда Мимино уезжает из поселка, старик говорит ему: «Если увидишь обидчика, не вздумай его убивать. Могут неправильно понять».

Среди заключенных, говорящих на особом жаргоне, также складываются своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной среды. Журнал «Огонек» в свое время посвятил этой теме несколько интересных публикаций, которые говорят о том, что это среда создает свой особый мир ценностей, не всегда понятных обычным людям.

Подобные феномены мы и называем субкультурами, фиксируя таким обозначением герметичность данного явления. Цыгане вовсе не претендуют на всеобщность их жизненных и практических установок. Напротив, они заинтересованы в том, чтобы сохранить лишь свои собственные законы в противовес господствующим в культуре, которую они воспринимают как «чужую». То же можно сказать о криминальном мире. Вот почему мы отмечали, что смеховая карнавальная культура остается субкультурным образованием. Субкультура призвана держать социокультурные признаки в определенной изоляции от «иных» культурных слоев и не превращаться в официоз.

И тем не менее в истории культуры, судя по всему, складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей начинают претендовать на некую универсальность. Они выходят за рамки собственной культурной среды, возвещают новые ценностные и практические установки для широких социальных общностей. В этом случае можно говорить уже не о субкультурах, а скорее, о контркультурных тенденциях.

В качестве иллюстрации рассмотрим такой исторический пример. В Европе вплоть до эпохи Возрождения подростки воспринимались господствующей культурой как маленькие взрослые. Им шили точно такие же кафтаны, как и для родителей, надевали такую же обувь. Мысль, что мир ребенка радикально отличен от мира взрослых, еще не родилась. Так было и во времена Шекспира. Однако позже детей как бы отделили от людей зрелого возраста. Появилась своеобразная субкультура, которая и сохраняла, и воспроизводила себя. Но она вовсе не стремилась превратить взрослых в детей — контркультурных тенденций в ней не было.

В своем трехтомном сочинении «Иллюстрированная история нравов» немецкий ученый и писатель Эдуард Фукс приводит многочисленные примеры субкультурных феноменов. Живописуя нравы аристократии эпохи Ренессанса, автор не забывает подчеркнуть своеобразие крестьянской и монашеской жизни. Рассказывая о галантном XVIII веке, о нравах абсолютизма, Фукс вспоминает и субкультурные привычки и нормы, скажем, мещанства. Однако, если следовать логике рассуждении Фукса, то закономерно возникает вопрос: отчего субкультуры обладают стойкостью и в то же время не оказывают воздействия на генеральный ствол культуры? Почему они рождаются, живут и устраняются, а ведущий строй культуры при этом сохраняется? Когда К. Мангейм обратился к этой проблеме, он осмыслил ее в традиционных рамках философии жизни. Культурные цели он уподобил жизненным, биологическим, и потому признал, что субкультуры суть следствия тех различий, которые характерны для разных поколений людей.

В культурологии проблема субкультуры рассматривается, как правило, в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры — процесс сложный и противоречивый. Он постоянно наталкивается на психологические и иные трудности. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву. Так, по мнению многих культурологов, рождаются определенные культурные циклы, обуслов- ленные, в общем, сменой поколений.

Конечно, юношество воплощает в себе новую историческую реальность. Оно творит собственную субкультуру. Но означает ли это, что молодое поколение обязательно преобразует культуру как таковую? По мнению Мангейма, чаще бывает так, что ценностные искания, духовные веяния неизбежны в силу возрастной адаптации. Однако минует возраст брожений, и культура снова устремляется в свое основное русло. Иначе говоря мангеймовская концепция разъясняет, почему люди создают особый мир ценностей, жизненных ориентации.

Вместе с тем немецкий социолог констатирует: субкультуры, хотя и возобновляются постоянно в истории, все же выражают процесс приспособления к господствующей культуре.

В такой системе рассуждении субкультуры лишаются своего преобразовательного статуса. Они являются эпизодом в историческом становлении бытия. Следовательно, субкультуры интересны только тем, что выражают некое преходящее отклонение от магистрального пути. При этом социолог фиксирует обстоятельства, не позволяющие молодежи влиться в поток наличной культуры.

Необходимо отметить, что в современной культурологии и социологии понятие контркультуры используется в двух смыслах:
во-первых, для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, которые господствуют в конкретной культуре, и во-вторых, оно отождествляется с западной молодежной субкультурой 60-х годов, отразившей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как «культуры отцов». Понятие «контркультура» появилось в западной литературе в 1960 г., отразив либеральную оценку ранних хиппи и битников. Слово принадлежит американскому социологу Теодору Роззаку, который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен — контркультуру. Кто такие хиппи, теперь более или менее известно. Что касается «разбитого поколения», то Джек Керуак был первым писателем, который сформулировал новые духовные ориентиры молодежи.

Битничество зародилось в 1944—1945 гг., когда встретились вместе Джек Керуак, УИЛЬЯМ Берроуз и Аллен Гинзберг. Познакомившись, писатели стали экспериментировать с такими понятиями, как «дружба», «новое видение», «новое сознание». Родиной «поколения разбитых» оказалась Калифорния. Этот социокультурный полигон Америки дал миру спустя два десятилетия Джимми Хендрикса И Дженис Джоплин, «Грейтфул Дэд», «Джефферсон Эйрплейн» и психоделический рок. Калифорния стала местом съемок культового фильма безумных 70-х «Забриски-пойнт» Микеланджело Антониони. Сан-Франциско превратился в культурную столицу Тихоокеанского побережья США.

В 1953 г. начинающий поэт Лоуренс Ферлингетги стал издавать небольшой журнальчик «Сити лайте» («Огни большого города»). Затем появился книжный магазин, в котором продавались первые книги битников, в том числе роман Дж. Керуака «На дороге» (1957) и поэма А. Гинзберга «Вопль» (1955). Битничество поначалу не оформилось как литературное или художественное течение. Это была идеологически агрессивная группировка, которая пыталась отыскать в концептуально разнородной теоретической литературе обоснование новому жизнепониманию.

Бунт начался тогда же, в 50-х годах. Он обозначился как поиск собственных субкультурных ориентации. Сексуальный протест выразился в гомосексуальных экспериментах, которые стали модны в кругах интеллектуалов. Среди культурных фигур битников — УОЛТ Уитмен, Томас Вулф, Генри Миллер. Так возникла в эстетике битников поэтизация мужского, мужественного, бунтарского характера. Дж. Тайтелл в книге «Нагие ангелы» отмечал, что молодые бунтари рассматривали себя как отверженных общества, ищущих основы иного мироощущения.

Битничество привило интерес к ориентальной культуре, в которой, как они считали, альтернативность выражена манифестально. Буддизм, практика психоделиков, рок-музыка... Название романа Керуака «На дороге», как отмечают исследователи, весьма символично. Это бесконечный и лишенный смысла побег от благополучия буржуазного общества, от пуританства и ханжества "общей морали», от традиций цивилизации потребления. Это побег в никуда...

В романе Берроуза «Голый завтрак» все персонажи условны. Сюжет в книге практически отсутствует, феерическая антиутопия воспроизводит обрывки полуосознанных, бредовых наркотических видений-галлюцинаций, в которых перемешаны гротескные черты нашего быта, приметы времени. В конвульсивно мятущуюся ткань повествования Берроуз виртуозно вплетает фактические и документальные материалы, обстоятельные справки из истории гомосексуальных традиций, ритуалов и обычаев всех времен и народов, фармакологические свойства всех наркотиков физиологические подробности их воздействия на человеческий организм. «Голый завтрак» — это изображение жуткого карнавального шествия Апокалипсиса.
--------------------------------------------------------------------------------
Гуревич П.С. Культурология.- М.:Гардарики,1999.-с.153-157.



Добавлено:
И вот еще.
если в первых говорилось о субкультурах и контркультуре, то это о массовой культуре и названия темы:

Если признать, что одним из главных признаков подлинной культуры являются неоднородность и богатство ее проявлений, основанные на национально-этнической и сословие-классовой дифференциации, то в XX веке врагом культурной «полифонии» оказался не только большевизм, по своей природе не приемлющий какого-либо плюрализма. В условиях «индустриального общества» и НТР человечество в целом обнаружило отчетливо выраженную тенденцию к шаблону и однообразию в ущерб любым видам оригинальности и самобытности, идет ли речь об отдельной личности или об определенных социальных слоях и группах. Современное государство, подобно гигантской машине, с помощью единых систем образования и столь же скоординированной информации непрерывно «штампует» безликий и заведомо обреченный на анонимность человеческий «материал». Если большевики и их последователи стремились насильственно превратить людей и некое подобие «винтиков», то с середины нашего столетия процессы стандартизации повседневной жизни приобрели во всем мире, за исключением отдаленной периферии, непроизвольный и всеобъемлющий характер.

Происходящие изменения, заметные даже невооруженным глазом, способствовали появлению социологических и философско-исторических концепций так называемого «массового общества». На их базе возникли и теории «массовой культуры». Вспомним, что еще О. Шпенглер, противопоставляя культуру и цивилизацию, в качестве отличительных признаков последней выделял в ней отсутствие «героического» начала, техницизм, бездуховность и массовость. Близких взглядов придерживались и другие культурологи, в частности Н.А. Бердяев. В целом «массовое» общество толкуется как новая социальная структура, складывающаяся в результате объективных процессов развития человечества — индустриализации, урбанизации, бурного роста массового потребления, усложнения бюрократической системы и конечно же невиданного ранее развития средств массовой коммуникации. В этих условиях человек «с улицы», утрачивая индивидуальность, превращается в безликого статиста истории, растворяясь в толпе, которая уже не прислушивается к подлинным авторитетам, а легко становится жертвой демагогов и даже преступников, лишенных каких-либо идеалов.

Наиболее законченная и целостная концепция массового общества с прямым выходом на вопросы культуры была предложена испанским философом, искусствоведом и критиком Хосе Ортегой-и-Гассетом (1883—1955) — автором знаменитого эссе «Восстание масс» (1930), переведенного на все основные языки мира. Правда, задолго до Ортеги в работе «Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения» (1884) сходные мысли развивал наш выдающийся соотечественник К.Н. Леонтьев. Ортега как философ создал собственную доктрину «рациовитализма», суть которой — не раздельное существование философии и жизни, науки и искусства, а их взаимооплодотворение: человек формируется и существует как «Я» и его жизненные обстоятельства. В качестве теоретика культуры Ортега стал не только одним из главных создателей теории «массового общества», но и видным теоретиком «массового искусства и творческого «модернизма». Хосе Ортега-и-Гассет родился в семье известного журналиста и депутата испанского парламента, закончил иезуитский колледж и столичный университет (1904), учился в Германии и с 1910 г. в течение четверти века возглавлял .кафедру метафизики на факультете философии и языка Мадридского университета, одновременно занимаясь издательской и политической деятельностью в рядах антимонархической, а позднее антифашистской интеллигенции. С 1936 по 1948 г. философ находился в эмиграции в Германии, Аргентине и Португалии, проникшись идеями европеизма.

В своем труде «Восстание масс» Ортега развивает мысль о том, что современное общество и его культура поражены тяжелой болезнью засильем бездуховного, лишенного каких-либо стремлений человека-обывателя, навязывающего свой стиль жизни целым государствам. В критике этого ощущаемого многими философами явления Ортега идет вслед за Ницше, Шпенглером и другими культурологами.

По Ортеге, обезличенная «масса» — скопище посредственностей, — вместо того чтобы следовать рекомендациям естественного «элитарного» меньшинства, поднимается против него, вытесняет «элиту» из традиционных для нее областей — политики и культуры, что в конечном счете приводит ко всем общественным бедам нашего века. При этом взгляды Ортеги-и-Гассета отнюдь не следует уподоблять марксистскому учению о «революционных массах», делающих историю. Для испанского философа человек «массы» — это не обездоленный и эксплуатируемый труженик, готовый к революционному подвигу, а прежде всего средний индивид, «всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, «как и все», и не только не удручен, но и доволен собственной неотличимостью». Будучи неспособным к критическому мышлению, «массовый» человек бездумно усваивает «ту мешанину прописных истин, несвязных мыслей и просто словесного мусора, что скопилась в нем по воле случая, и навязывает ее везде и всюду, действуя по простоте душевной, а потому без страха и упрека». Такого типа существо в силу своей личной пассивности и самодовольства в условиях относительного благополучия может принадлежать к любому социальному слою - от аристократа крови до простого рабочего и даже «люмпена», когда речь идет о «богатых» обществах. Вместо марксистского деления людей на «эксплуататоров» и «эксплуатируемых» Ортега, исходя из самой типологии человеческой личности, говорит о том, что «радикальнее всего делить человечество на два класса: на тех, кто требует от себя многого и сам на себя взваливает тяготы и обязательства, и на тех, кто не требует ничего и для кого жить — это плыть по течению, оставаясь таким, какой ни на есть, и не силясь перерасти себя».

Свои рассуждения о появлении «новой породы людей» — «массового» человека — испанский философ связывает прежде всего с европейской историей и подкрепляет весьма выразительной статистикой. «Славу и ответственность за выход широких масс на историческое поприще несет XIX век», — пишет он, ссылаясь на тот факт, что за все двенадцать веков своего существования — с VII по XIX столетие — население Европы ни разу не превышало 180 млн человек, а за время с 1800 по 1914 год, за сотню лет с небольшим, достигло 460 млн. Столь головокружительный рост, по Ортеге, означал «все новые и новые толпы, которые с таким ускорением низвергаются на поверхность истории, что не успевают пропитаться традиционной культурой». «Особенность нашего времени в том, — пишет далее Ортега, — что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду». Именно отсутствие традиционной культуры в современном обществе приводит к его духовной деградации и падению нравственности.

Написанное под впечатлением первой мировой войны и накануне второй эссе Ортеги «Восстание масс» стало рассматриваться как пророческое, чему способствовали и последующие события: появление таких примеров социальной «патологии», как фашизм, нацизм и сталинизм с их массовым конформизмом, ненавистью к гуманистическому наследию прошлого, безудержным самовосхвалением и использованием наиболее примитивных наклонностей человеческой природы. В конечном счете Ортега стремился показать, что отнюдь не «классовые противоречия» и не пресловутые «происки империализма», а именно антигуманные установки, навязываемые миллионам оболваненных людей в тоталитарных обществах, стали причиной всех трагедий нашего уходящего века.

Размышления Ортеги во многом перекликаются с идеями философов и социологов так называемой Франкфуртской школы, «новых левых», или неомарксистов, крупнейший представитель которых Герберт Маркузе (1898—1979) также считал, что именно предельная технологизация и бюрократизация современного общества заводят его в тупики бездуховного, пещерного авторитаризма и диктатур.

Не следует думать, однако, что «массовое общество» с его отрегулированным, потребительским бытом и отсутствием высоких идеалов фатально обречено на тоталитаризм «правого» или «левого» толка. Конечно, если признать активным субъектом культуры интеллигенцию, роль которой в «массовом обществе» обычно принижена, опасность его сдвига к авторитарным формам правления увеличивается. Но так же как малообразованный и бездуховный субъект совсем необязательно становится преступником (хотя вероятность этого в данном случае выше), так и «массовое общество» — отнюдь не единственное объяснение победы фашизма или "сталинизма. Ведь в основе «массовости» общественной жизни лежат такие неподвластные идеологиям материальные факторы, как стандартизированное и конвейерное машинное производство, так или иначе унифицированное образование и тиражированная информация, выход значительного слоя людей на некий «средний» и усыпляющий творческую энергию уровень жизни. Если к этому прибавить и стабилизирующее воздействие принципов демократии, успехи которой в нашем столетии также невозможно отрицать, то следует признать, что феномен «массового общества» заметно нейтрализуется как потенциальная опасность, хотя и таит в себе постоянную угрозу тоталитаризма. Геополитическая панорама индустриального, а кое-где и постиндустриального XX века показывает: симптомы и проявления «массового общества» с той или иной степенью яркости и законченности давали и дают себя знать и в высокоразвитой фашистской Германии, и в начавшем индустриализацию Советском Союзе, и в бывших странах «социалистического содружества», а уж тем более в высокоразвитых странах Запада и Востока, вышедших на передовые рубежи технического прогресса.

Как уже отмечалось, важнейшим, если не определяющим, признаком «массового общества» является «массовая культура». Отвечая общему духу времени, она, в отличие от социальной практики всех предшествующих эпох, примерно с середины нашего столетия становится одной из прибыльнейших отраслей экономики и даже получает соответствующие названия: «индустрия развлечений», «коммерческая культура», «поп-культура», «индустрия досуга» и т.п. Кстати, последнее из приведенных обозначений открывает еще одну из причин возникновения «массовой культуры» — появление у значительного слоя трудящихся граждан избытка свободного времени, «досуга», обусловленного высоким уровнем механизации производственного процесса. У людей все больше возникает потребность «убивать время». На ее удовлетворение, естественно за деньги, и рассчитана «массовая культура», которая проявляет себя преимущественно в чувственной сфере, т.е. во всех видах литературы и искусства. Особенно важными каналами общей демократизации культуры за последние десятилетия стали кино, телевидение и, конечно, спорт (в его чисто зрительской части), собирающие огромные и не слишком разборчивые аудитории, движимые лишь стремлением к психологическому расслаблению.

Превратившись в товар для рынка, враждебная всякому роду элитарности «массовая культура» имеет целый ряд отличительных черт. Это прежде всего ее «простота», если не примитивность, часто переходящая в культ посредственности, ибо рассчитана она на «человека с улицы». Для выполнения своей функции — снятия сильных производственных стрессов — «массовая культура» должна быть как минимум развлекательной; обращенная к людям часто с недостаточно развитым интеллектуальным началом, она во многом эксплуатирует такие сферы человеческой психики, как подсознание и инстинкты. Всему этому соответствует и преобладающая тематика «массовой культуры», получающей большие доходы от эксплуатации таких «интересных» и понятных всем людям тем, как любовь, семья, секс, карьера, преступность и насилие, приключения, ужасы и т.п. Любопытно и психотерапевтически положительно, что в целом «массовая культура» жизнелюбива, чурается по-настоящему неприятных или удручающих аудиторию сюжетов, а соответствующие произведения завершаются обычно счастливым концом. Неудивительно, что наряду со «средним» человеком, одним из потребителей подобной продукции, является прагматически настроенная часть молодежи, не отягощенная жизненным опытом, не утратившая оптимизма и еще мало задумывающаяся над кардинальными проблемами человеческого существования.

В связи с такими общепризнанными особенностями «массовой культуры», как ее подчеркнуто коммерческий характер, а также простота этой «культуры» и ее преобладающая ориентация на развлекательность, отсутствие в ней больших человеческих идей, возникает один важный теоретический вопрос: существовала ли «массовая культура» в рухнувшем ныне Советском Союзе? По перечисленным признакам, по-видимому, — нет. Но, несомненно, существовала своя особая «советская» или «совковая» культура тоталитаризма, которая была не элитарной и не «массовой», а отражала общий уравнительно-идеологизированный характер советского общества. Впрочем, вопрос этот требует отдельного культурологического исследования.

Описанный выше феномен «массовой культуры» с точки зрения его роли в развитии современной цивилизации оценивается учеными далеко не однозначно. В зависимости от тяготения к элитарному или популистскому образу мышления культурологи склонны считать его или чем-то вроде социальной патологии, симптомом вырождения общества, или, наоборот, важным фактором его здоровья и внутренней стабильности. К первым, во многом питаемым идеями Ф. Ницше, относились О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гассет, Э. Фромм, Н.А. Бердяев и многие другие. Вторые представлены уже упоминавшимися нами Л. Уайтом и Т. Парсонсом. Критический подход к «массовой культуре» сводится к ее обвинениям в пренебрежении классическим наследством, в том, что она якобы является инструментом сознательного манипулирования людьми; порабощает и унифицирует основного творца всякой культуры — суверенную личность; способствует ее отчуждению от реальной жизни; отвлекает людей от их основной задачи — «духовно-практического освоения мира» (К. Маркс). Апологетический подход, напротив, выражается в том, что «массовая культура» провозглашается закономерным следствием необратимого научно-технического прогресса, что она способствует сплочению людей, прежде всего молодежи, независимо от каких-либо идеологий и национально-этнических различий в устойчивую социальную систему и не только не отвергает культурного наследия прошлого, но и делает его лучшие образцы достоянием самых широких народных слоев путем их тиражирования через печать, радио, телевидение и промышленное воспроизводство. Спор о вреде или благотворности «массовой культуры» имеет чисто политический аспект: как демократы, так и сторонники авторитарной власти не без основания стремятся использовать этот объективный и весьма важный феномен нашего времени в своих интересах. Во время второй мировой войны и в послевоенный период проблемы «массовой культуры», особенно ее важнейшего элемента — массовой информации, с одинаковым вниманием изучались как в демократических, так и в тоталитарных государствах.

В качестве реакции на «массовую культуру» и ее использование в идеологическом противостоянии «капитализма» и «социализма» к 70-м гг. нашего века в определенных слоях общества, особенно в молодежной и материально обеспеченной среде промышленно развитых стран, складывается неформальный комплекс поведенческих установок, получивших название «контркультура». Термин этот был предложен американским социологом Т. Роззаком в его труде «Становление контркультуры» (1969), хотя в целом идейным предтечей этого явления на Западе считают Ф. Ницше с его преклонением перед «дионисийским» началом в культуре. Пожалуй, наиболее наглядным и ярким выражением контркультуры стало быстро распространившееся по всем континентам движение так называемых «хиппи», хотя оно отнюдь не исчерпывает этого широкого и достаточно неопределенного понятия. К ее адептам можно отнести, например, и «рокеров» — фанатиков мотоспорта; и «скинхедов» — бритоголовых, обычно с фашиствующей идеологией; и «панков», связанных с музыкальным движением «панк-рок» и имеющих невероятные прически разных цветов; и «тэдов» — идейных врагов «панков», защищающих физическое здоровье, порядок и стабильность (ср. у нас недавнее противостояние «хиппи» и «люберов»), и многие другие неформальные молодежные группы. За последнее время, в связи с резким имущественным расслоением в России, появились и так называемые мажоры — обычно наиболее процветающие юнцы из коммерческого полууголовного мира — «богачи», поведение и жизненные установки которых восходят к западным «попперам», американским «йоппи», стремящимся внешне показать себя «сливками общества». Они, естественно, ориентируются на западные культурные ценности и выступают антиподами как прокоммунистических охранителей прошлого, так и молодежных национал-патриотов.

Движения «хиппи», «битников» и другие подобные им социальные явления были бунтом против послевоенной ядерной и технотронной действительности, угрожавшей новыми катаклизмами во имя чуждых «свободному» человеку идеологических и бытовых стереотипов. Проповедников и приверженцев «контркультуры» отличали шокирующая обывателя манера мышления, чувствования и общения, культ спонтанного, неконтролируемого разумом поведения, склонность к массовым «тусовкам», даже оргиям, нередко с применением наркотиков («наркотическая культура»), организация разного рода молодежных «коммун» и «коллективных семей» с открытыми, «беспорядочно-упорядоченными» интимными связями, интерес к оккультизму и религиозной мистике Востока, помноженным на «сексуально-революционную» «мистику тела» и т.д.

Как протест против материального благополучия, конформизма и бездуховности наиболее «богатой» части человечества контркультура в лице ее последователей делала главным объектом своей критики, аточнее, своего презрения, существующие социальные структуры, научно-технический прогресс, противоборствующие идеологии и постиндустриальное «общество потребления» в целом с его повседневными стандартами и стереотипами, культом мещанского «счастья», накопительства, «жизненного успеха» и нравственной закомплексованностью. Собственность, семья, нация, этика труда, личная ответственность и другие традиционные ценности современной цивилизации провозглашались ненужными предрассудками, а их защитники рассматривались как ретрограды. Нетрудно заметить, что все это напоминает извечный конфликт «отцов» и «детей», и действительно, некоторые ученые, обращая внимание на преимущественно молодежный характер «контркультуры», рассматривают ее как социальный инфантилизм, «детскую болезнь» современной молодежи, физическое созревание которой намного опережает ее гражданское становление. Немало бывших «бунтарей» становятся позднее вполне законопослушными представителями «истэблишмента».

И тем не менее возникают вопросы: как относиться к молодежной, «неформальной», часто бунтующей культуре? Быть ли за нее или против? Является ли она феноменом нашего века или существовала всегда? Ответы достаточно ясны: к молодежной субкультуре следует относиться с пониманием. Отвергать в ней агрессивное, разрушительное, экстремистское начало: как политический радикализм, так и гедонистически-наркотический эскапизм; поддерживать стремление к созиданию и новизне, помня, что величайшие движения нашего столетия — в защиту природной среды, антивоенное движение, движение за нравственное обновление человечества, как и новейшие художественные школы, рожденные из смелого эксперимента, — стали результатом бескорыстного, хотя порой и наивного порыва молодежи к совершенствованию окружающего мира. Молодежная неформальная культура, которая отнюдь не сводится к префиксам контр- и суб-, существовала во все времена и у всех народов, как существовали вечно определенные интеллектуальные и психологические потенции определенного возраста. Но так же как отдельную личность нельзя разорвать на юношу и старика, так и молодежную культуру нельзя искусственно отделять от «взрослой» и «стариковской», ибо все они взаимно уравновешивают и обогащают друг Друга.
--------------------------------------------------------------------------------
Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999.-с. 147-154.
Это облегченная версия форума. Для просмотра полной версии с графическим дизайном и картинками, с возможностью создавать темы и писать ответы, пожалуйста, нажмите сюда.
Рейтинг@Mail.ru
Invision Power Board © 2001-2025 Invision Power Services, Inc.