Сенсационная находка в Египте рукописного папирусного кодекса, содержащего Послание Петра к Филиппу, Откровение Иакова и ранее считавшееся утраченым Евангелие Иуды, открывает перед исследователями новые перспективы. Прежде всего, это открытие позволит по-новому оценить правдивость заявлений ересиологов – Иринея Лионского и Тертуллиана – о существовании "страшной секты каинитов", пользовавшейся этим Евангелием.
Вот их изложения:
1. Далее, некоторые еще говорят, что Каин происходит от высшей силы, и признают Исава, род Корея и содомитов в качестве подобных себе. Творец воевал с ними, но никто из них не пострадал, поскольку София сумела сохранить и вернуть себе все то, что принадлежало ей. Все это прекрасно понимал Иуда-предатель, и единственный из апостолов понял истину и совершил таинство предательства, посредством которого, по их словам, все земное отделяется от небесного. Они создали ложную книгу, которая называется Евангелием от Иуды.
2. Кроме того, я собрал их сочинения, в которых они призывают разрушить творение Утробы (Hystera): именно так они называют ту сущность, которая сотворила этот мир. При этом, как и для карпократиан, спасение, по их мнению, невозможно до тех пор, пока человек лично не испробовал всего. И с каждым греховным и непотребным делом связан некий ангел, который слышит их слова и поощряет к совершению наглого и нечистого акта. Значимость каждого свершенного действа они скрепляют обращением к ангелу: «О, ангел! Я завершаю твою работу. Я довожу ее до конца». Согласно их доктрине, совершенным гносисом является бесстрашное исполнение таких действий, которые не позволительно даже упоминать. (Irenaeus, Adv. Haer. I 31, 1-2)
...Они славили Каина за ту силу, которая заключена в нем. Напротив, Авель был произведен низшей силой. Те, кто утверждал это, славили также и Иуду-предателя, поскольку он принес многие блага человеческой расе... «Иуда, — говорят они, — заметив, что Христос собирался отказаться от истины, предал его, чтобы истина не была низвергнута». Другие возражают, говоря: «Поскольку силы этого мира не желали, чтобы Христос страдал, чтобы таким образом люди не получили спасения через его смерть, он предал ради спасения людей»... (Tertullian, Adv. Omn. Haer. 2)
(Цит. по Е. В. Афонасин, «В начале было…» Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. СПб, 2002, 268-269 с незначительными изменениями).
Содержание уже опубликованных фрагментов рукописи и контекст кодекса в целом не позволяют даже предположить, что мировоззрение владельцев кодекса было отлично от мировоззрения (по крайней мере, первоначальных) владельцев собрания Наг Хаммади. Необходимо подчеркнуть, что что богословские разногласия между различными писаниями этого собрания – а содержащий Евангелие Иуды кодекс мы можем смело отнести именно к этому идейному течению хотя бы потому, что из трёх находящихся в нём писаний два представлены и в Наг Хаммади, – незначительны и не превышают богословских разногласий между различными писаниями Нового Завета. (В данном случае мы осознанно воздерживаемся от рассмотрения редакционной теории, полагающей, что большая часть новозаветных писаний появилась в ходе редактирования гностических по своему происхождению ранних текстов). Разногласия эти были вызваны не "сектантством", как иногда всё ещё предполагают некоторые, некритически воспринявшие наследие ересиологов или просто конфессионально детерминированные исследователи. Речь может идти лишь о совершенно естественном разнообразии представлений авторов литературных памятников, создававшихся на протяжении первого-третьего веков в рамках широкого религиозного движения, охватившего практически всю Римскую империю и выплеснувшегося далеко за её пределы.
Говорить именно о "сектантстве" мы вправе исключительно начиная с издания закона Аркадия, Гонория и Феодосия Младшего от 22 ноября 407 года, которым "ересь" была приравнена к государственной измене. Что же произошло после издания этого закона? Вот что: одно из идейных течений в рамках широкого христианского движения, достаточно массовое, агрессивное и, вероятно, дальше других отошедшее от учения Иисуса Назорея и Его апостолов, опираясь на поддержку государства, приступило к планомерному физическому устранению своих идейных противников. Естественно, гонимым христианам пришлось выработать определённые организационные формы, позволявшие противостоять внешнему давлению и сохранять свою религиозную аутентичность. Здесь уже можно говорить о "сектах" и "сектантстве", хотя, например, евреев, тоже оказавшихся в христианской Европе на положении нежелательного религиозного меньшинства и выработавших даже более жёсткие формы сохранения общины, никто в "сектантстве" не обвиняет.
Если говорить о свидетельствах ересиологов, являющихся, безусловно, ценнейшими источниками по истории раннего христианства и дуалистического течения в раннем христианстве в особенности, то они требуют от исследователя очень аккуратного и трезвого подхода. Не секрет, что собственное невежество и неспособность к логической аргументации ересиологи слишком часто компенсировали недобросовестной полемикой, клеветой, а то и просто площадной бранью и ссылками на потусторонние силы. Следует добавить, что перечисления едва ли не сотен "еретических сект" ставили целью противопоставить мнимое – вспомним историю Вселенских соборов – единство "ортодоксии" многообразию "еретиков", тогда как всё доникейское христианство было полицентричным и существовало в различных организационных формах. К сожалению, критическое исследование ересиологов зачастую заменяется простым цитированием их изложений, без попыток уточнить, насколько они были правдивы и даже насколько были знакомы с описываемыми явлениями. Ярким примером исследователя, попавшего в расставленную ересиологами западню, является А. Г. Дунаев, глубокий и тонкий филолог, но при этом православный историк и "ересиолог" на общественных началах (не могу избавиться от ощущения, что «православная историография» чем-то сродни «арийской физике». – Дм. А.). Впрочем, будучи лично порядочным человеком, он честно признаёт свою конфессиональную детерминированность и указывает на духовные причины в том числе и своего доверия ересиологическим источникам (Преп. Макарий Египетский, Духовные слова и послания. Издание подготовил А. Г. Дунаев. М., 2002, 241, прим. 666 и далее; 293, прим. 859). Никто не может запретить исследователю быть верующим человеком, но нельзя не отметить, что некие иные, столь же рабски следующие клевете ересиологов, не обладают при этом ни несомненными достоинствами Дунаева, ни его глубокой эрудицией.
Что до "страшных каинитов", мы не можем исключить, что эта "секта" была просто выдумана Иринеем, как гротескная карикатура, с одной стороны, на сифианский гнозис, а с другой – на знаменитый теологумен Маркиона: "Каин и ему подобные, а также содомиты, египтяне и язычники были спасены Господом, когда Тот снизошёл во ад, поскольку они устремились за Ним, и Он взял их на небо, в то время как Авель, Енох, Ной и другие праведники, а также Авраам и другие патриархи, вместе с пророками и всеми теми, кто был послушен богу (Творцу – Дм. А.), не спаслись, как и змей, о котором он также говорит. Эти люди, по его словам, знали, что их бог постоянно искушает их, и поэтому они не последовали за Иисусом и не поверили Его призыву, а потому их души остались в аду" (Ириней Adv.haer I.27.3, цит. по Е. В. Афонасин, «В начале было…» Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. СПб, 2002, 271 с незначительными изменениями). Впрочем, данная гипотеза потребует тщательной проверки по источникам.
Кому интересно, почитайте!