Случилось так, что последняя антология, изданная по Драгонлансу, "The Search for Power: Dragons of the War of Souls", в русском переводе сокращенная до "Драконов Войны Душ" добралась до меня раньше, чем "Драконы Подземелий". Именно потому короткой рецензии на эту книгу было суждено появиться первой.
Надо сказать, что при покупке "Драконов Войны Душ" я рассчитывал приблизительно на то же, что и при покупке предыдущих сборников рассказов, посвященных Кринну. Один-два хороших рассказа, несколько неплохих, где-то столько же посредственных и одна-две откровенно слабые истории. Приблизительно нечто подобное я и получил...хотя стоит отметить несколько особенностей.
Прежде всего, значительная часть авторов в этой антологии является условно называемым "молодым поколением", постепенно сменяющим старую школу творцов Саги. Именно эти люди сейчас определяют будущее мира Кринна, поэтому знакомство с их творчеством представляет особенный интерес. Из старых авторов в анталогии представлены уже знакомые читателям Дуглас Найлз, Кевин Стейн, Джефф Грабб, со своими неизменными историями о гномах-механиках, Нэнси Верайн Бэрберик, Джейн Рэйб, Пол Томпсон и Ричард Кнаак (гм...лучше бы он этого конечно не делал...но тут уже ничего не изменишь). Из новых следует отметить Люсьена Соулбейна, перу которого принадлежит книга "Чужое Море" (“The Alien Sea”), которая так же, как и рассказ, связана с обитателями морей Кринна, Дэна Уиллиса, ставшего соавтором большого цикла для юных поклонников Саги (Уиллис написал для него две книги - "Драконий Рыцарь" (“Dragon Knight”) и "Драконий Источник" (“The Dragon Well”), Дугласа Кларка, который является автором книги "Спасение Утехи" (“Saving Solace”). Остальные, а именно Марк Сехестедт, Джон Хелферс, Джейми Чамберс и Миранда Хорнер особенно ничем пока себя зарекомендовать не успели и дальше рассказов в различных антологиях не пошли.
Помимо этого, необходимо отметить еще одну особенность данной антологии, на этот раз, не столь...положительную. Мне очень неприятно об этом говорить, но перевод сборника...очень сложно назвать качественным. Лично у меня создалось впечатление, что во многих случаях Ирина Савельева просто не понимала, что она переводит, результатом чего становятся предложения, абсолютно непонятные читателю, незнакомому с английским текстом. Помимо этого, в книге встречаются и просто смысловые ошибки, вроде предложения "Группа детей играло на дорожке".
Я уже не раз об этом писал, но, боюсь, что не могу не повторить снова. Складывается впечатление, будто издательство Азбука вполне сознательно "спускает на тормозах" циклы, связанные с закупкой лицензий у Wizards of the Coast. Во всяком случае, я не могу понять, почему другие переводы этого же издательства я читаю с огромным удовольствием (взять хотя бы "Ньюфордовский Цикл" Чарльза де Линта, перевод которого так же производит это же издательство и к которому практически невозможно придраться). Поневоле вспоминается ремарка, увиденная мною на одном форуме, относительно того, что Драгонланс и Забытые Королевства переводят студенты филологических факультетов...причем не самых лучших факультетов...и не самые лучшие студенты.
Что ж...завершив на этом краткое вступление можно переходить непосредственно к содержанию сборника.
Антология "Драконы Войны Душ" состоит из следующих четырнадцати рассказов:
Марк Сехестедт "Сокровище Озуина"
Ричард Кнаак "Верность"
Нанэси Верайн Бэрберик "Драконыш"
Джон Хелферс "Перекресток"
Джейми Чамберс "У кромки воды"
Ден Уиллис "Озеро Смерти"
Дуглас В. Кларк "Губители Драконов"
Джейн Рэйб "Инвентаризация"
Джефф Грабб "Специальная доставка"
Люсьен Соулбейн "Морские просторы"
Миранда Хорнер "Гостиница "Когти Дракона""
Кевин Т. Стейн "Адамантовая Монета"
Пол Томпсон "Ящик"
Дуглас Найлз "Альбинос"
На данный момент прочитано уже тринадцать историй - остался только рассказ Найлза, комментарии относительно которого я вывешу чуть позже. Пока же...как обычно идем по категориям. И начнем мы не с пряника...а с кнута.
Плохо
К данной категории я отнес один рассказ - не такое уж большое количество...но все равно неприятно.
Искомое повествование принадлежит перу одного из молодых авторов - Уиллиса...и именно во многом благодаря ему я понял, что если и буду читать остальные его книги, то явно очень и очень не скоро. Во всяком случае, меня печальная история двух инвалидов интеллектуального фронта и, по совместительству, мародеров и бывших рыцарей Такхизис, путешествующих в кампании сексуально озабоченного кендера абсолютно не впечатлила. Да и вообще рассказ просто поражает количеством "гениальных" моментов, из разряда того, что вся кампания случайно заплывает в Озеро Смерти (гм...угадайте с двух раз, какое озеро находится на месте Квалинести - правильный ответ дал только осел, прибившийся к партии), а сестра горемычного рыцаря, по которой сохнет искомый кендер, разгуливает целый день в полном рыцарском доспехе. Сути истории я так же не уловил, если не считать тезисов о том, что один осел умнее двух рыцарей Такхизис, и что "кендер тоже может", которые усиленно доказываются автором на протяжении всего этого шедевра.
Посредственно
Широкая категория в этот раз, что опять же не очень хорошо. Однако...ничего не поделаешь.
Первым в этой категории проходит горячо любимый творец художественных произведений по миру Дьябло...и просто хороший человек, Ричард Кнаак, со своим потрясающим рассказом "Верность". Рассказ, как можно было догадаться, связан с минотаврами, отданными на откуп искомому Кнааку (бедные минотавры...мне их очень жалко).
Ради обыкновения стоит отметить, что рассказ даже где-то как-то читабелен, чего я от Кнаака даже не ожидал. Тем не менее, все это сводится на нет исключительно идиотской постановкой самого рассказа, повествующего о том, как серебрянный дракон в облике минотавра приперся на остров, чтобы спасти дух своей возлюбленной с целым кораблем искомых минотавров спустя сколько-то там лет службы Империи. Возникает сразу два гениальных вопроса, а именно какого, простите, черта, искомый дракон просто не прилетел на искомый остров еще двадцать лет назад...особенно учитывая тот факт, что сразу же после прибытия товарищ начинает минотавров оттуда выпроваживать, строя абсолютно идиотские планы относительно того, чтобы как-то отплыть от острова на два дня пути...а потом убежать с корабля и снова туда прилететь. Читать про злоключения дракона-олигофрена конечно же увлекательно...но, извините, я предпочитаю другую литературу.
В этой же категории находится рассказ Джона Хелферса "Перекресток", посвященный вечной проблеме "Тупой, еще тупее" или "Зло пожирает само себя" - кому, как говорится, что ближе. Если постараться, можно даже найти философский подтекст...однако все равно история о том, как одна несчастная мать стравила минотавра, пирата и дракона не слишком впечатлила.
Пол Томпсон "Ящик". Гм...вообще-то рассказ можно считать отдаленно неплохим только если принять тот факт, что красный дракон, проклявший старичка возить его, красного дракона, любимые яйца по миру, был или жутким эксгибиционистом, желающим, видеть плоды собственных трудов в каждом доме, или же страдал манией величия, решив пойти по пути Такхизис, которая так же развлекалась перед Третьей Драконьей, вынося тем самым богатую элиту Ансалона, которая валом валила покупать якобы окаменевшие драконьи яйца. Естественно, в несколько больших масштабах. Да и очень много сомнений у меня вызывает тот факт, что несколько десятков человек не смогли вынести какого-то горемычного вирмлинга, которого просто таки были обязаны задавить массой. Странный рассказ какой-то, право слово...
Замыкает четверку история Миранды Хорнер "Гостиница "Когти Дракона"". В принципе достаточно простая и логичная история о том, как женщина выживала хозяина гостиницы из когда-то принадлежавшего ей заведения с помощью призраков собственной семьи, без каких-либо особенных маразмов или глупостей...но это все равно не Равенлофт. Во всяком случае, некоторые истории из нетбука Haunted Sites меня впечатлили гораздо больше, чем сей официальный рассказ.
Хорошо
Самая большая из трех категорий, что не может не радовать.
Марк Сехестедт "Сокровище Озуина". Простенькая история, немного списанная с цикла Рэйб о Дамоне, но от этого не теряющая своей прелести. Темные Рыцари хорошо описаны - это вам не Стилы и не прочие LN, случайно оказавшиеся там, где их не ждут, а четко выраженный LE не гнущающийся ничем, что требуется для достижения цели. В общем неплохая история с открытым финалом.
Нанэси Верайн Бэрберик "Драконыш". Ситуация такая же, как и с Граббом (см. ниже). Старый автор, от которого вполне логично ожидать хорошей истории...и хорошую историю мы получили. Пожалуй, только, отмечу, что мне все равно сложно представить детеныша красного дракона с CE мировозрением, который задумывается о дружбе с человеком, благо все, о чем думает Ворон в ходе рассказа вполне правильно, однако можно списать на ну очень-очень юный возраст драконихи и сильный шок)
Джейми Чамберс "У кромки воды". Как говорится - скоя'таэлям - быть! Сильный рассказ, который не портит даже несколько скомканная концовка. Интересно то, что суть рассказа практически полностью повторяет то, о чем мы говорили с Серым Всадником в теме по "Sanctuary" и "Alliances" в Спойлерке относительно партии Гилтаса и партии Портиоса.
Джейн Рэйб "Инвентаризация". Вполне недурственный рассказ о двух дворфах, которые оказались на положении счетоводов у красной драконицы. Написано мило, достаточно изящно...да и вообще история является хорошим свидетельством того, что Рэйб действительно сделала не один, и даже не два шага вперед от "Драконов Новой Эры".
Джефф Грабб "Специальная доставка". Гм...ну начнем с того, что от Грабба меньшего и не ожидали) Лично я очень уважаю и люблю этого автора - как в плане Драгонланса, так и Забытых Королевств и книг по Magic: The Gathering. Джефф порадовал и на этот раз - милая история о том, как гномы-механики изобрели первый музыкальный вертолет+тактический бомбардировщик, предварительно устроив артобстрел Устричного роялями. Единственное, что слегка покоробило...ну не верю я, что даже гном-механик будет с таким легким сердцем уничтожать произведения своих рук...тем более, музыкальные инструменты. А так - прекрасная история.
Кевин Т. Стейн "Адамантовая Монета". Гм...вот и Стейн в кои-то веки написал что-то неплохое, ибо в предыдущих анталогиях откровенно не радовал. Этот рассказ, правда, тоже шедевром не назовешь, а суть его сводится к тому, что Стейну явно начало не хватать в Драгонлансе оборотней...однако все равно написано недурственно. Мишакаль явно без дела сидеть не собирается и активно осваивает место главы Пантеона Света...причем выходит у неё это совсем не плохо. Да и главный герой - правильный фанатик, в отличие от той же Мины. Упрямый, местами несколько...эээ...глупый, но зато упорный.
Отлично
Ну и, наконец, последняя категория. И хотя рассказов в ней всего два, но прочтения они заслуживают в полной мере!
Дуглас В. Кларк "Губители Драконов". Прекрасный рассказ. Очень добрый, милый...и даже какой-то теплый. Во всяком случае, история о том, как предприимчивый торговец нашел мертвого синего дракона, сшил из его шкуры сапоги, а потом начал разъезжать по городам и весям, рассказывая о своих похождениях...после чего случайно нарвался на настоящего дракона действительно очень понравилась. Однозначный стимул читать "Спасение Утехи", если эта книга написана хотя бы наполовину так хорошо, как рассказ.
Люсьен Соулбейн "Морские просторы". Рассказ Соулбейна является прекрасным доказательством того, что Белые Волки и Хранители Порядка абы кого у себя в штате не держат. Взявший себе морских эльфов и прочую морскую живность в качестве специализации, Соулбейн действительно доказал, что о Даргонести можно писать...причем писать интересно и красиво. Я очень хочу посмотреть полномасштабное произведение в исполнении этого автора, пока же могу отметить, что Люсьен в равной степени владеет и слогом...и познаниями в области Драгонланса, что в полной мере доказывают "Морские просторы". Отдельный плюс - за дельфинью картографию.