ЧёрнаяНеВеста Цитата
наш уважаемый Sonc смог бы объяснить всё гораздо лучше меня)...
Не уверен=) Вопрос противоречивый достаточно.
Во-первых я приверженец тхеравады, а мантра тибетская.
Тхеравада - "ортодоксальный" буддизм, опирающийся на палийский канон.
Сам Будда был против песнопений аля-брахманы. Мотивируя это тем, что за красотой звуков теряется смысл и доминировать начинает эстетическое удовольствие.
Во-вторых даже внутри махаяны, насколько я знаю, однозначности нет.
То важны звуки, то смысл, то и то и другое, то можно на тибетском, то только на санскрите и т.д.
Вообще реалии демонстрируют, в очередной раз, правоту Будды.
По факту, что мы имеем? Мантра нравится большому количеству людей, а ее переводов и трактовок смысла тьма.
Иными словами: звучит круто, а что значит хз.
Есть мнение, что понимание мантры зависит от уровня духовной практики.
Что с какой-то точки зрения применимо вообще ко всему в мире.
Ведь от нас зависит, каким мы видим мир и как глубоко наше понимание тех или иных вещей.
Это с одной стороны.
С другой это дает право разным учителям "давать" мантре свои смыслы.
Есть целая книга о этой мантре. О ее смыслах.
В некотором смысле мне вообще сложно говорить о этой мантре. У нас мантры иные. Большая часть предназначена монахам. Ибо подразумевается обязательное наличие базиса в виде образа жизни.
Например, если я мирянин, то у меня есть сутта используемая в качестве мантры
Много божеств и людей
Думают о защите,
Желая благополучия.
Так скажите о высочайшей защите".
"Не общаться с глупыми,
Общаться с мудрыми,
Оказывать уважение достойным уважения:
Это – самая высокая защита.
Жить в цивилизованной земле,
Совершив заслуги в прошлом,
Правильно себя направляя:
Вот высочайшая защита.
Глубокие знания, умения,
Хорошая дисциплина,
Вежливые слова:
Вот высочайшая защита.
Поддержка своих родителей,
Помощь своей жене и детям,
Настойчивость в работе:
Вот высочайшая защита.
...
В этом смысле у меня нет никаких вопросов относительно мантры.
Как мирянин я принимал обеты и знаком с нравственностью. Я понимаю смысл каждой строчки и назначение самой мантры.
1)Сфокусировать внимание своего ума на каждом аспекте поведения.
2)Укорениться в решимости следовать этому и дальше в виду уже имеющегося опыта и созерцания плодов этой практики.
3) Будучи омраченным в мире, выбитым из колеи, полезно напомнить себе о своих подлинных интересах и о том какие поступки соответствуют им.
Что бы под влиянием неблагих, неумелых качеств ума не совершить поступков которые не соответствуют моим подлинным интересам.
Пример:поругаться с женой из-за посуды, затем ходить разбитым чувствуя вину или выбитым из колеи и чтобы все валилось из рук, не сумев сделать работу на завтра, поругаться с начальством по этому поводу или сорвавшись на близких.
И механизм действия ясен. Мантра помогает мне не совершить глупостей. Вспомнить к чемуприведет следование неблагим качествам ума. И как следствие защищает от результата таких поступков.
Т.е. каждая строчка имеет отношение к моей жизни. Ко мне.
С этой точки зрения мантра Ом мани падме хум для меня загадка.
Хотя например ЕСДЛ дал хорошее описание, но понять его человеку непосвященному в буддизм невозможно т.к. оно так же укоренено в концепциях буддизма.
А так вот оно:
Цитата
В частности, Далай-лама XIV (Тензин Гьяцо) поясняет, что мантра олицетворяет собой чистоту тела, речей и разума Будды. Второе слово (мани — «жемчужина») соотносится с альтруистическим стремлением к просветлению, состраданием и любовью. Третье слово (падме — «цветок лотоса») соотносится с мудростью. Четвёртое слово (хум) олицетворяет неделимость практики (метода) и мудрости.