Мне тут пришла в голову одна вещь, которая мне кажется, заслуживает внимания.
Итак, известен клинок Нарсил, название которого переводится контаминацией "Солнце-Луна", он светится солнечным и лунным светом и внушает страх оркам и людям. А еще, в отличие от многих других знаменитых мечей Средиземья, он выкован гномом, но не просто гномом, а Телчаром из Норгода, который ни много, ни мало, а лучший из гномьих кузнецов вообще. Мы знаем три предмета, которые от него остались: меч Нарсил, нож Ангрист и шлем-дракон из Дор-Ломина. В чем же проблема с Нарсилом? Во-первых, [из всех трех] только он светится. Во-вторых, мы не видим его в первую эпоху.
Предметы, которые мы видим практически сразу после выхода из кузни, о которых мы знаем, что к ним приложил руку именно Телчар и только он - это нож и шлем, они не светятся, более того - они злые. Ангрист не только неестественно острый, он еще и неестественно холодный ("its hard edge, bitter-cold"), раны, оставленные им, никогда не заживали. Шлем-дракон на минуточку внушал страх врагам и ломал мечи, которые по нему ударяли. Если их и можно с чем-то сравнить, то с моргульскими клинками или как минимум Гуртангом, но Нарсил, контаминация Солнце-Луна? Сияние? Какой разносторонний мастер.
Еще, меч и нож объединяло то, что они могли резать самый крепкий металл, именно Ангристом Берен вырезал Сильмарилль из Железной короны. Ангрист же предает Берена в Тонгородриме, и это удивительно перекликается с тем, как Нарсил предает Элендила во время осады Барад-Дура.
Но это не все удивительные вещи, интереснее, что мы ничего не знаем о Нарсиле до Второй эпохи. Он как-то попал к Элросу, но от кого? От Куруфина? Маглора? А для кого он был сделан? Почему о мече, внушающем такой страх оркам, мече, сияющим светом луны и солнца, ничего не слышно в ту самую эпоху, в которую он был сделан и в которую эти его свойства были бы как нельзя более кстати? Ангрист же навсегда пропадает из повествования как раз после первой эпохи.
Но вернемся к отрывку, где Нарсил представлен: "The host of Gil-galad and Elendil had the victory, for the might of the Elves was still great in those days, and the Númenóreans were strong and tall, and terrible in their wrath. Against Aeglos the spear of Gil-galad none could stand; and the sword of Elendil filled Orcs and Men with fear, for it shone with the light of the sun and of the moon, and it was named Narsil". В этом отрывке интересно построение предложения: "ибо он сиял светом солнца и луны, и был именован Нарсил". Здесь уместно остановиться, потому что текст как минимум допускает прочтение, что именно там, на поле боя, сияя в руках Элендила как солнце и луна, меч и был прозван за это Нарсилом.
Что было раньше - неизвестно. Мы не знаем, когда и для кого Телчар его сковал, и он ли вообще его зачаровывал. Зато известно как его перековывали и переименовали в Андурил: "The Sword of Elendil was forged anew by Elvish smiths [...] Very bright was that sword when it was made whole again; the light of the sun shone redly in it, and the light of the moon shone cold, and its edge was hard and keen". И вот же удивительное совпадение: меч Элендила снова засиял именно солнечным и лунным светом после того, как его перековали и зачаровали именно эльфийские мастера. Точно таким же, как раньше, даже ярче.
Думаю, понятно, к чему я клоню. Как минимум, мы не знаем, кто и как сделал Нарсил таким, каким мы его видим в руках Элендила. Как максимум: не исключено, что этот меч перековывали больше, чем один раз. : )