Сайт журнала:
http://www.inrock.ruРецензию писал главный редактор Владимир Импалер.
Антон Круглов, Елена Ханпира
“Последнее Испытание: часть 1. Тьма и свет. Всё во имя веры” (2009)
fantasy musical 7/10
Перекресток РекордсФэнтези-мюзикл “Последнее испытание” — совместное творение вокалистки московской фолк-рок-группы “Тол Мириам” Елены Ханпиры и звукорежиссера и певца Антона “Сарумана” Круглова (известен по альбому “Элберет Гильтониэль”, вышедшему еще в 1999 году). Идея записать мюзикл пришла им еще 12 лет назад, на ролевой игре по теме “Dragonlance” — популярной сказочной серии из безумного количества книг. Среди всех фэнтезийных циклов “Копье Дракона” — один из самых популярных, хорошо разработанных (больше тридцати книг — почти что ПСС В.И. Ленина!) и необычных. Необычных тем, что телега в данном случае шла впереди лошади: сначала появилась система настольных (а позднее компьютерных) ролевых игр “Dungeons & Dragons”, в которой детально описывались типы рас, персонажей, целые миры... А затем уже фантасты посвятили одному из этих миров книгу. Похоже, им удалось вдохнуть душу в неживую схему игры — иначе разве захотели бы посвятить “драконьей” тематике свои песни такие группы, как Blind Guardian и “Эпидемия”? “Черный маг”, один из главных хитов московских пауэр-металлистов, как раз и повествует о главном герое “Последнего испытания” Рейстлине.
Так мы подошли к собственно сюжету “Испытания” — темный маг Рейстлин Маджере (в его роли — сам Антон Круглов) решает совершить путешествие в Бездну с неясными для окружающих целями. Запертая в бездне демоница Тахизис (Хелависа, группа “Мельница”) мучает мага дурными снами. Брат-близнец Рейстлина Карамон (певец Роман Сусалев) следует за ним, равно как и юная влюбленная жрица Крисания (Елена Ханпира). По пути они оказываются в городе, где правит лицемерный тиран Король-жрец (Федор Воскресенский, группа “Тинтал”), устраняют несправедливость и сам город заодно и попадают к искомым Вратам. На этом первая часть мюзикла заканчивается — создатели решили разбить свое творение на две половины, и пока издана только первая (хотя вторая уже полностью готова). Планируется и сценическая постановка “Последнего испытания” — возможно, с другими актерами/певцами, хотя Елена Ханпира обещает в затее участвовать.
Главная трудность в восприятии этой, бесспорно, значительной работы состоит в том, что мюзикл — лишь подготовительный этап, саундтрек к будущей постановке, своего рода проекция на плоскость объемной картины. Возможно, многие моменты зазвучат ярче, будучи частью сценического действа. Когда наблюдаешь за игрой актеров на сцене, без труда можешь различить вокальные партии, даже спетые весьма похожими тенорами. (Впрочем, голоса Маджере и Карамона и должны быть похожими — они ведь близнецы?) В записи же порой трудно разобрать, кто есть кто, ощутить разницу в характерах. В мужских партиях почти нет привычного по рок-операм драйва, самоотдачи, горения на сцене. Голос Антона — чувственный, лиричный, но какой-то благостный, чересчур домашний. Правда, сам автор объясняет, что именно таким — холодным и скупым на эмоции — и должен быть главный герой. Пока он лишь хладнокровно манипулирует теми, кто рядом с ним, и лишь во второй части оперы начнет испытывать настоящие чувства. Зато Крисания абсолютно настоящая — светлый, искренний персонаж, чистый и неиспорченный. Полная противоположность Рейстлина книжного и зеркальное отражение Рейстлина-Круглова. Неоднозначно выступила Хелависа — ее героиня появляется на альбоме всего дважды, и если первый “выход” (“Зов бездны”) получился каким-то скомканным, то в “Легенде о Вратах” она спела великолепно. Глубокий, мгновенно убеждающий образ: циничная и хищная усмешка, обольстительная сила злых чар. Думается, скоро Хелависа станет своеобразным “Кипеловым фолк-сцены” — одно ее крохотное участие способно оживить проект, поднять его на качественно иной уровень. Пришелся к месту и Федор Воскресенский — образ зарвавшегося властного маньяка ему очень удался.
При прослушивании альбома никуда не деться от всевозможных “призраков рок-оперы”. Невозможно не заметить сильнейшее влияние самой известной из них — “Jesus Christ Superstar”. “Конклав магов” прямо-таки списан с “This Jesus Must Die” (по объяснению автора, это чистой воды стёб, а не подражание), есть и другие хорошо заметные параллели... Авторы сознательно не причисляют свое творение к жанру рок-оперы и тем более метал-оперы, предпочитая нейтральное слово “мюзикл”. Что, впрочем, не отрицает факта вольного или невольного плагиата.
По саунду “Испытание” и впрямь трудно назвать роком. Инструментальная палитра альбома напоминает некое смешение авторской песни и саундтрека к компьютерной ролевой игре: обилие возвышенных синти-оркестровых аранжировок, акустической гитары, программированной перкуссии при минимуме “живых” ударных. Электрогитару можно слышать лишь эпизодически, да это и к лучшему — ее звучание не очень-то соответствует уровню проекта. Хотя полноценные рок-аранжировки с электрогитарой и ритм-секцией могли бы сделать альбом выразительнее и существенно расширить аудиторию мюзикла. Другое дело, что для сценической постановки, напротив, справедлив принцип “чем тише, тем лучше”. В театре особо не расшумишься...
v/a
"Последнее испытание, ч. 2. Легенда о вратах. Властелин ничего" (2010)
fantasy musical 7/10
Перекресток RecordsПервую часть российского фэнтези-мюзикла "Последнее испытание" мы рецензировали в одном из предыдущих "ИнРоков", поэтому не будем повторяться, что за персонажи такие – черный маг Рейстлин, его подруга жрица Крисания, богиня тьмы Такхизис... Тем более что ваш покорный слуга так и не успел за прошедшее между выходом двух частей немалое время ознакомиться с первоисточником – многотомной серией фэнтези-книг "Dragonlance". Каюсь и надеюсь исправиться. Так или иначе, повествование обрело завершенность (хотя, говорят, у автора в "загашнике" остался еще добрый час материала), зло победило и проиграло одновременно, а вот исход творческой задачи – создания первого в истории запечатленного на компакт-диске российского фэнтези-мюзикла – по-прежнему трудно оценить однозначно.
Автору (и исполнителю роли Рейстлина) Антону Круглову удалось многое – прежде всего блестящий песенный материал, среди которого на второй части особенно хочется отметить заглавную "Легенду о вратах", "Дуэт о любви" и весь эпизод встречи с Такхизис ("Танго со смертью", "Изида под покрывалом"...) Правда, "Последнее испытание" трудно назвать рок-оперой в полном смысле слова – отсутствуют сквозные темы, лейтмотивы героев, и только "Легенда о вратах", повторяющаяся в двух частях в разных вариациях – от лица Такхизис и от лица Рейстлина, – помогает мысленно обобщить весь материал. Зато есть хорошая незацикленность на стилях – с типично "менестрельскими" номерами, почти хард-роком ("Армия Рейстлина") и романсами ("Колыбельная") соседствуют неожиданные ритм-н-блюз и даже танго (номера Такхизис). На них особенно интересно звучит голос Хелависы ("Мельница"), чьи артистические способности, на мой взгляд, не до конца проявляются в ее основной группе. И та же "Легенда о вратах" вполне могла бы стать хитом в ее репертуаре.
Следующий круг вопросов связан с тем, насколько в музыке и песнях раскрыт характер книжных героев. Здесь, конечно, все дифирамбы получает Такхизис-Хелависа – ее персонаж преображается от обычной злой волшебницы до мистической богини Изиды, в образе которой любовь и смерть, власть и страх – единое целое. Сражаясь с ней, главный герой борется с самим собой, своими фобиями и своими детскими мечтами. И закономерно терпит поражение.
И, слушая дуэты Такхизис и Рейстлина, это поражение кажется закономерным, потому что маг так и не смог составить ей равноценного дуэта. Он всё время кажется слишком правильным, однозначным и лишенным какой-то изюминки, быть может, внутренней "червоточинки". Один-единственный всплеск эмоций на весь альбом – в дуэте с Крисанией ("Соблазнение").
Крисания же, напротив, хороша в своей простоте – образ наивной комсомолки-спортсменки удался Елене Ханпире ("Тол-Мириам") просто изумительно. И, опять-таки, запоминается больше всего выход из этого образа – экстатический, напоминающий церковные песнопения вскрик ("В ад за любовь").
Недостаток же у альбома (если забыть чьи-то симпатии-антипатии к менестрельской теме), один – звук. И снова, как и в случае с оперой Александра Градского, кажется, что слушаешь не законченный релиз, а черновик, схему, где часть партий имеют чистовую, а часть – лишь предварительную реализацию. Хорошо всё, что касается клавишных – Антону удается подыскивать интересные, подчеркивающие настроение вещей тембры, есть на диске ряд симпатичных синтезаторных соло... А вот большая часть гитарных партий и по звуку, и по исполнению находятся на откровенно "кухонном" уровне. Нельзя сказать, что автор этого не понимал, он даже пытался спасти ситуацию, пригласив на запись признанного мастера Сергея Седых ("Северо-восток"), сыгравшего прекрасное соло в балладе "Жертва". Попытки исправить всё заняли бы вечность.
Но это и не нужно. Альбом, такой, как получился, уже достоин места на полках поклонников фэнтези-саги "Dragonlance". А в планах у Антона Круглова – следующий фэнтези-мюзикл, уже на собственный сюжет, который должен установить новые стандарты для жанра. Пожелаем ему удачи!