Ей, вбросим немного некропостинга! ) (и 10 лет - не срок)
На самом деле давно уже приходила мысль, что в класической литературе есть персонаж, которого весьма смело можно было бы назвать прототипом Рейстлина. И здесь речь идёт о Гобсеке, герое одноимённого произведения. Хотя часто его малюют как довольно карикатурного персонажа, считаем, что это довольно целостный и даже драматичный образ со своей небезосновательной философией.
Оба персонажа:
- провели "приключенческую" юность
- весьма скрытны
- расчётливы и прагматичны, оппортунисты, местами циничны
- имеют высокий уровень самоконтроля и отчётливую точку устремлений (власть: для одного - через деньги, для другого - через магию)
- презирают людские страсти и слабости, не брезгуют тем, чтобы играть на них и манипулировать
- несмотря на вышеуказанный пункт, малосоциальные типы
- видят мир и людей в нём через призму их неприглядности
- предпочитают наименее грубые способы достижения своих целей
- преображаются перед "неизбежностью"
Даже, например, манера излагать мысли:
Цитата
- А по-вашему, только тот поэт, кто печатает свои стихи? - спросил он,
пожав плечами и презрительно сощурившись.
"Поэзия? В такой голове?" - удивился я, так как еще ничего не знал
тогда о его жизни.
-А у кого жизнь может быть такой блистательной, как у меня? - сказал
он, и взгляд его загорелся, - Вы молоды, кровь у вас играет, а в голове от
этого туман. Вы глядите на горящие головни в камине и видите в огоньках
женские лица, а я вижу только угли. Вы всему верите, а я ничему не верю. Ну
что ж, сберегите свои иллюзии, если можете. Я вам сейчас подведу итог
человеческой жизни. Будь вы бродягой-путешественником, будь вы домоседом и
не расставайтесь весь век со своим камельком да со своей супругой, все равно
приходит возраст, когда вся жизнь-только привычка к излюбленной среде. И
тогда счастье состоит в упражнении своих способностей применительно к
житейской действительности. А кроме этих двух правил, все остальные -
фальшь. У меня вот принципы менялись сообразно обстоятельствам, приходилось
менять их в зависимости от географических широт. То, что в Европе вызывает
восторг, в Азии карается. То, что в Париже считают пороком, за Азорскими
островами признается необходимостью. Нет на земле ничего прочного, есть
только условности, и в каждом климате они различны. Для того, кто
волей-неволей применялся ко всем общественным меркам, всяческие ваши нравственные
правила и убеждения - пустые слова.
Незыблемо лишь одно-единственное чувство, вложенное в нас самой природой:
инстинкт самосохранения. В государствах европейской цивилизации этот
инстинкт именуется личным интересом. Вот поживете с мое, узнаете, что из
всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило
человеку гнаться за ним, Это... золото. В золоте сосредоточены все силы
человечества. Я путешествовал, видел, что по всей земле есть равнины и горы.
Равнины надоедают, горы утомляют; словом, в каком месте жить - это значения
не имеет. А что касается нравов - человек везде одинаков: везде идет борьба
между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так лучше уж самому
давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили. Повсюду мускулистые люди
трудятся, а худосочные мучаются. Да и наслаждения повсюду одни и те же, и
повсюду они одинаково истощают силы; переживает все наслаждения только одна
утеха -тщеславие. Тщеславие! Это всегда наше "я". А что может удовлетворить
тщеславие? Золото! Потоки золота. Чтобы осуществить наши прихоти, нужно
время, нужны материальные возможности или усилия. Ну что ж! В золоте все
содержится в зародыше, и все оно дает в действительности.
Одни только безумцы да больные люди могут находить свое счастье в том,
чтобы убивать все вечера за картами в надежде выиграть несколько су. Только
дураки могут тратить время на размышления о самых обыденных делах-возляжет
ли такая-то дама на диван одна или в приятном обществе и чего у ней больше:
крови или лимфы, темперамента или добродетели? Только простофили могут
воображать, что они приносят пользу ближнему, занимаясь установлением
принципов политики, чтобы управлять событиями, которых никогда нельзя
предвидеть. Только олухам может быть приятно болтать об актерах и повторять
их остроты, каждый день кружиться на прогулках, как звери в клетках, разве
лишь на пространстве чуть побольше; рядиться ради других, задавать пиры ради
других, похваляться чистокровной лошадью или новомодной коляской, которую
посчастливилось купить на целых три дня раньше, чем соседу. Вот вам вся
жизнь ваших парижан, вся она укладывается в эти несколько фраз. Верно? Но
взгляните на существование человека с той высоты, на какую им не подняться.
В чем счастье? Это или сильные волнения, подтачивающие нашу жизнь, или
размеренные занятия, которые превращают ее в некое подобие хорошо
отрегулированного английского механизма. Выше этого счастья стоит так
называемая "благородная" любознательность, стремление проникнуть в тайны
природы и добиться известных результатов, воспроизводя ее явления. Вот вам в
двух словах искусство и наука, страсть и спокойствие. Верно? Так вот, все
человеческие страсти, распаленные столкновением интересов в нынешнем вашем
обществе, проходят передо мною, и я произвожу им смотр, а сам живу в
спокойствии. Научную вашу любознательность, своего рода поединок, в котором
человек всегда бывает повержен, я заменяю проникновением во все
побудительные причины, которые движут человечеством. Словом, я владею миром,
не утомляя себя, а мир не имеет надо мною ни малейшей власти.
Если бы Рейстлин материализовался в нашем мире, то, весьма вероятно, примерно таких монологов от него и можно было бы ожидать.