Если кто не читал мнение пана Сапковского о Ле Гуин, то я его запостю

Уж больно хорошо по полочкам разобрал, у меня только подспудные ощущения вставали при чтении, а пан Анджей их так замечательно сформулировал...
"...А революция началась как раз с Урсулы Ле Гуин, которая в своем вовсе не
убогом творчестве произвела, в принципе, только одно произведение в стиле
классической фэнтези - зато такое, благодаря которому встала на пьедестал
рядом с Мастером Толкином. Я имею в виду Трилогию Земноморья, "Earthsea". С
пугающей легкостью пани Урсула не ограничилась рамками толкиновских законов
и отказалась от артурианского архетипа - в пользу символики и аллегории.
Какой? Давайте присмотримся повнимательней.
Уже сам по себе Архипелаг Земноморья, это глубинная аллегория -
рассеянные по морю острова сравнимы с одинокими, отчужденными людьми. Жители
Земноморья изолированы друг от друга, одиноки, замкнуты в себе. Состояние их
таково, а не иное - потому что они нечто утратили: для полного счастья и
психического здоровья им не хватает утраченной Руны Королей с лопнувшего
Перстня Эррет Акбе.
Одиночество и отчуждение жителей Земноморья проявляются в том, что они
скрывают свои настоящие имена - скрывают свои истинные чувства. Проявление
чувств, равно как и открытие имени, делают человека беззащитным, отдавая его
на милость чужака. Элита Земноморья - волшебники из Роке, преодолевает этапы
очень трудной, воистину масонской инициации, стремясь к совершенству. Это,
кстати, проявляется и в том, что хороший волшебник без труда может
расшифровать истинное, скрытое имя человека или вещи, и тем самым завоевать
власть над ближним или материей. Но Зло, принявшее в книге форму геббета,
без труда расшифровывает настоящее имя Геда. Так неужели волшебники
потратили многие годы учения лишь затем, чтобы поравняться со Злом?
Итак, в первом томе трилогии мы имеем классическую проблему Добра и
Зла, есть у нас и путешествие - quest - героя. Только квест Геда отличается
от обычных походов в Серые Горы. Квест Геда - это аллегория, это вечные
прощания и расставания, вечное одиночество. Гед борется за совершенство в
постоянном сражении с самим собой, и с самим собой же проводит он последний,
финальный бой; бой символический - наш герой побеждает, объединяясь с
элементом Зла, как бы соглашаясь и принимая двойственность человеческой
натуры. Он достигает совершенства, осознавая факт, что полное совершенство
недостижимо. Мы уже сомневаемся в достигнутом совершенстве Геда, и правильно
сомневаемся. После "Волшебника Земноморья" приходит очередь "Гробниц
Атуана".
Эта книга еще глубже проводит нас в закоулки психики, заводя нас именно
туда, где хочет видеть нас автор. Так вот, атуанский Лабиринт живьем взят из
архетипа - архетипа критского Лабиринта Миноса. Так же как и в критском
Лабиринте, в Атуанском тоже имеется Минотавр - только это не классическое
чудовище в стиле "меча и магии", которое рычит, плюется, пинается и обрывает
всем уши, при этом зловеще хохоча. Для этого пани Урсула слишком
интеллигентна. Минотавр Атуанского Лабиринта - это Зло, чистое и
концентрированное; Зло, разрушающее психику - тем более психику
несовершенную, неполную, неготовую к подобной встрече.
И вот в подобный Лабиринт самонадеянно вступает Гед - герой, Тесей. И,
так же как и Тесей, Гед зависит от Ариадны. Его Ариадной становится Тенар.
Ибо Тенар - это то, чего не хватает в герое, без чего он неполон,
беспомощен, затерян в символической путанице коридоров, без чего он гибнет
от жажды. Гед жаждет аллегорически - имеется в виду вовсе не Н2О, но анима,
женский элемент, без которого психика несовершенна и недокончена, беспомощна
по отношению к Злу. Гед, знаменитый Повелитель Дракона, могущественный маг,
внезапно превращается в испуганное дитя - в сокровищнице Лабиринта, в
пропитанном дыханием Зла мраке его спасает прикосновение руки Тенар. Гед
идет за своей анимой - ибо должен. Дело в том, что только что он нашел
утраченную руну Эррет Акбе. Символ. Грааль. Женщину!
Вновь действует архетип - как и Тесей, Гед бросает Ариадну. Сейчас
Тенар вырастает в могущественный символ - это очень современная и очень
феминистическая аллегория. аллегория женственности. Тщательно оберегаемая,
культовая девственность и первый мужчина, выворачивающий наизнанку
сложившийся мир. Тенар выводит Геда из Лабиринта - ради себя, точно так, как
сделала это Ариадна с Тесеем. А сам Гед - как и Тесей - не умеет оценить
этого. У Геда нет времени для женщин, поначалу он должен достичь The
Farthest Shore, "Самого дальнего берега". Он не нуждается в женской аниме.
Вот он и отказывается от нее, хотя и любит тешиться мыслью, что кто-то его
ожидает, думает о нем и тоскует на острове Гонт. И это его радует. Как же
это отвратительно по-мужски!
После восемнадцатилетнего перерыва пани Урсула пишет "Техану",
продолжение трилогии, продолжение своей аллегории женственности - на сей раз
празднующей триумф. Пани Урсула всегда была воинствующей феминисткой. Если
кто не верит, а такие имеются, пусть прочтут сборник ее эссе "The Language
of the Night". Пани Урсула никогда не простила своим издателям, которые в
начале карьеры требовали, чтобы она подписывалась таинственными буквамим "У.
К. Ле Гуин". Она никогда не простила Эндре Нортон и Джулиан Мэй прятания за
мужскими псевдонимами.
В "Техану" - как и следовало ожидать - сломленный и униженный Гед
приползает к своей аниме на коленях, а она в этот раз уже знает, как его
задержать, какую дать ему роль, чтобы стать для него всем - наиважнейшей
целью и смыслом жизни, чтобы этот бывший Верховный Маг и Повелитель Дракона
остался с нею до конца дней своих, причем, визжа от радости будто поросенок.
А самовлюбленных волшебников из Роке ожидает невеселое будущее - работа в
фирме, где женщина директор. Ой-ой-ой-ой!"
©А.Сапковский "Пируг или Нет золота в серых горах"