Даммерунг
30-03-2011, 15:09
В последнее время меня немало забавляет то, что fantasy - жанр, которому само название предписывает быть ограниченным одним только вображением - в то же время является одним из самых клишированных. Куда ни посмотри. Если маг - то фаербол, если лес - то эльфы, если эльфы - то с луком и ушами, вампиры всегда против оборотней, маги учатся в магических школах... ну и так далее. Такое впечатление, что большинство авторов занимается не придумыванием чего-то своего, а переставляет и выворачивает уже существующие шаблоны, пытаясь вытрясти из них что-нибудь оригинальненькое.
Короче, с этим чтивом, похоже, пора завязывать. Выбирать отдельные крупицы. А все это стандартизированное, с фаерболами и драконами - нафиг, накушались уже.
Даммерунг Во-первых, ты что-то не то читаешь

Т.е. понятно, что открытие Старджона никто не отменял, но есть же и то, что "не ерунда"

Например, есть фэнтези вообще без эльфов, вампиров и оборотней

Есть даже без магов

Во-вторых, некоторые из этих клише вполне оправданы. Т.е. автор может заявить, что у него эльфы с длинными бородами и живут под землей, но читатель всю книгу будет мучиться от когнитивного диссонанса. Ну и надо же где-то магам, в конце концов, учиться

Недоучек и в нашем мире хватает

В-третьих, на мой взгляд, упомянутые клише ни о чем плохом сами по себе не говорят, вопрос в том, как их применять.
Даммерунг
30-03-2011, 15:55
Alaric Да есть оно, кто ж спорит. Гейман, Желязны и все такое. Я же не говорю, что меня все фэнтези заколебало - только его определенная часть.
Проблема в том, что жанр сам по себе настолько заклиширован, что даже попытки соригинальничать в нем сводятся к тому, чтобы сделать эльфов бородатыми и заселить под землю (например), а не сделать мир вообще без подобных архетипов (как эльфов, так и подземных бородачей). Но это же надо все с нуля придумывать, психологию прорабатывать, систему верований и так далее. Проще взять готовую систему - вот тут у нас лес, в нем эльфы, тут у нас горы, там гномы.
Цитата(Alaric @ 30-03-2011, 21:40)
упомянутые клише ни о чем плохом сами по себе не говорят, вопрос в том, как их применять.
Клише они на то и клише, что со временем как-то оригинально и качественно их применить становится все сложнее. На сто девятом древнем мудром драконе и пятьдесят четвертом великом дереве эльфов становится как-то скучновато.
Цитата(Alaric @ 30-03-2011, 21:40)
Ну и надо же где-то магам, в конце концов, учиться
Мне в этом плане больше нравится система "старый мудрый сэнсей и его ученик", кстати говоря. Тоже баян, конечно, но не настолько затасканный.
Цитата(Даммерунг @ 30-03-2011, 15:55)
Проблема в том, что жанр сам по себе настолько заклиширован, что даже попытки соригинальничать в нем сводятся к тому, чтобы сделать эльфов бородатыми и заселить под землю (например), а не сделать мир вообще без подобных архетипов (как эльфов, так и подземных бородачей).
Мир без эльфов и гномов заклиширован ничуть не менее - почти все исторические приключенческие романы - это та же фэнтези, но без магии, эльфов и гномов

Какая разница, писать приключенческий роман с эльфами или без эльфов?

Цитата(Даммерунг @ 30-03-2011, 15:55)
Клише они на то и клише, что со временем как-то оригинально и качественно их применить становится все сложнее. На сто девятом древнем мудром драконе и пятьдесят четвертом великом дереве эльфов становится как-то скучновато.
Все равно уже все было описано еще у Гомера

Поэтому что угодно можно применить качественно
Даммерунг
30-03-2011, 16:20
Цитата(Alaric @ 30-03-2011, 22:07)
Какая разница, писать приключенческий роман с эльфами или без эльфов?
Ну вот - и какое же это фэнтези, фантазия, воображение, если это "пришел-герой-всех-порубал", только с эльфами? Баян везде баян. А в фэнтези раздражает именно это - казалось бы, автор выбрал жанр, в котором можно творить все, что угодно, воплощать самые смелые идеи - а все равно пишет про расплывчатое средневековье с нелюдью и магией.
Цитата(Alaric @ 30-03-2011, 22:07)
Все равно уже все было описано еще у Гомера
Ничего подобного, не было у него никакого великого дерева. И древнего мудрого дракона тоже.
Да, что угодно можно применить качественно. Можно вывернуть шаблон в хитрую фигуру, можно слепить новый из обрывков старых. А можно лепить шаблон на шаблон, так, что под ними никаких новых идей не видно. Чем многие афтары и занимаются.
Цитата(Даммерунг @ 30-03-2011, 16:20)
А в фэнтези раздражает именно это - казалось бы, автор выбрал жанр, в котором можно творить все, что угодно, воплощать самые смелые идеи - а все равно пишет про расплывчатое средневековье с нелюдью и магией.
"Расплывчатое средневековье с нелюдью и магией" - это фон. То, что на этом фоне происходит - важнее. Если там ничего серьезного не происходит, то это проблема, но фон тут не при чем.
Цитата(Даммерунг @ 30-03-2011, 16:20)
Ничего подобного, не было у него никакого великого дерева. И древнего мудрого дракона тоже.
Уверен, что было, просто до нашего времени не дошло
Даммерунг
30-03-2011, 17:01
Цитата(Alaric @ 30-03-2011, 22:41)
"Расплывчатое средневековье с нелюдью и магией" - это фон. То, что на этом фоне происходит - важнее. Если там ничего серьезного не происходит, то это проблема, но фон тут не при чем.
Фон влияет на то, что на нем происходит. Вот этот типичный фэнтезийный заплатанный задник - средневековье, нелюдь, маги - подразумевает определенные шаблонные схемы, которые просто обязаны из него вырасти. Король, наследник, волшебный лес, гномы-кузнецы, древние артефакты, злой властелин в черной башне и далее по тексту. Можно, конечно, сделать из этого конфетку, что-то иначе повернуть, что-то не использовать, что-то свое придумать. Примеров масса. Но больше примеров обратного - когда повторяют всю ту же старую историю на не слишком-то новый лад.
Jessica K Kowton
30-03-2011, 17:17
Мне, как человеку, находящемуся в процессе придумывания очередного фэнтези-рассказа, так хочется влезть в дискуссию и начать оправдываться. Даже если я и понимаю, что речь не обо мне, а некой типичной массе.
Блин, я ненавижу кнопку "tab".
...Собственно, Даммерунг, если не нравится, что мешает придумывать своё?)
Цитата(Даммерунг @ 30-03-2011, 17:01)
Вот этот типичный фэнтезийный заплатанный задник - средневековье, нелюдь, маги - подразумевает определенные шаблонные схемы, которые просто обязаны из него вырасти.
С чего это они обязаны?
Я вообще уже забыл, когда последний раз читал про злого властелина в черной башне. Ну, если не считать перечитывания Толкина

Хотя про "средневековье, нелюдь и магов" иногда читаю.
Даммерунг
30-03-2011, 17:29
Цитата(Jessica K Kowton @ 30-03-2011, 23:17)
если не нравится, что мешает придумывать своё?
А зачем мне его придумывать, когда в мире вполне достаточно образчиков как серьезного оригинального фэнтези и юмористического, обстебывающего штампы? Единственное, что среди штампованной массы его не так уж легко найти.
Alaric Злой властелин в чорной башне - это утрирование. Ну, всегда есть какая-нибудь сила, которая хочет захватить весь мир, например. Средневековый "задник" предполагает определенные сюжеты, сцены и типажи, с этим ничего не поделаешь. Там не будет того, что могло бы быть в стилизации под викторианскую эпоху, Великие географические открытия, поздний неолит, в конце концов.
kat dallas
30-03-2011, 17:41
Цитата
В последнее время меня немало забавляет то, что fantasy - жанр, которому само название предписывает быть ограниченным одним только вображением - в то же время является одним из самых клишированных.
Самое, по-моему, замученное авторами клише - это "попаданцы". Ох, и надоели же они мне! Особенно отечественные творцы этим грешат. Герой с ножом, непременно обладающий навыками рукопашного боя, попадает в аналог древней руси/древнего чего-то-там, за считанные недели становится лучшим мечником и мочит супостатов во имя вселенской справедливости. Брррр!))
Танцующий с Тенями
30-03-2011, 17:50
А меня другой штамп раздражает - ладно эльфы, бог бы с ними, ладно б драконы, да и вообще, для меня главное КАК написано - и ракурс этого; то есть, чтобы посмотреть на эльфов и драконов с иной стороны, не надо первых делать бородатыми, а вторых глупыми - просто надо именно посмотреть на них с другой стороны, есть авторы, которые это вполне себе умеют.
А вот другое вот. Ну. Скажем, попал, значит, человек из нашего мира в ещё какой-нибудь. Так какого ж, спрашивается, хрена, этот человек там сразу почти всегда становится эпик-центром, при учёте того, что население оного - тоже люди, а не какие-нибудь бобровыдры? Причём не из-за каких-то своих личностных умений или характеристик, как правило, а потому что он оказывается каким-нибудь избранным или в мгновенные сроки овладевает навыками, необходимыми для проживания в этом самом мире, да ещё и успевает стать одним из тех, кто вершит историю - получить какой-то определённый статус в местном обществе, причём статус-то обычно вполне престижный. И вот каким, спрашивается, образом, ну, каким? О том, что население упомянутого мира его не считает за сбрендившего и несущего полную белиберду о каком-то другом - это ладно, это ещё даже может быть прописано и обосновано. О том, что вдруг находятся люди, готовые ему помочь, притом зачастую почему-то влиятельные или обладающие ещё какими несметными достоинствами - тоже. И это бывает прописано и обосновано, и неплохо. Но какого ж, спрашивается, если попавшая в другой мир - какая-нибудь смазливая блондиночка (и я не говорю о Панкеевой, которой как раз удалось провернуть подобное небанально), она вдруг уже через месяц начинает заправски размахивать мечом, да ещё и указывать, что делать, каким-нибудь генералам страны Мумунда? Она что, тактик, стратег - со свиным-то рылом в калашный ряд?
Понятно, я такое не читаю. В смысле, больше не читаю, потому что как-то раз попалось. Но я обзоры-то читаю - и вот постоянно это. Раз - и из грязи в князи, да достало же уже! А где нереальная трагедия героя, оторванного от всего родного и привычного, даже если и постылого? Где психологические стрессы и сбои от ощущения себя чуждым? Люди к чужой стране-то порой адаптируются с трудом, а тут. У себя, значит, был ничего не стоящим, а в другой обстановке прям ге-рой, ну ге-рой. Да прямо?! Если человек добивается высот - то в любой обстановке. А если сидит и депрессует по поводу неудавшейся жизни - то тоже, в общем, в любой. Это от личности зависит. Тут ты никто и из института тебя попёрли - а там ты вдруг да лучший ученик местного мага. Ага? Не умеешь учиться - значит, нигде не умеешь. Или умеешь везде.
Нафиг эльфов, я лучше про эльфов с ушами в сотый раз прочту, ну в самом деле.
kat dallas
Хэй, вы меня опередили! Вот так неожиданность.)))
Jessica K Kowton
30-03-2011, 17:51
Цитата(Даммерунг @ 30-03-2011, 16:29)
в мире вполне достаточно образчиков
А в чём проблема тогда? Если достаточно? По-моему, слово "достаточно" означает, что это не так уж и сложно найти, и для счастливой жизни хватает. (:
Цитата(Даммерунг @ 30-03-2011, 17:29)
Ну, всегда есть какая-нибудь сила, которая хочет захватить весь мир, например.
А это так плохо? Даже в реальной жизни регулярно появляются персонажи, которые хотят захватить весь мир/распространить влияние своей страны на весь мир (ну или хотя бы на достаточно большую его часть) и так далее.
Цитата(Даммерунг @ 30-03-2011, 17:29)
Средневековый "задник" предполагает определенные сюжеты, сцены и типажи, с этим ничего не поделаешь. Там не будет того, что могло бы быть в стилизации под викторианскую эпоху, Великие географические открытия, поздний неолит, в конце концов.
Проблема в том, что для того, чтобы писать по эпохе после средневековья, надо как-то решить вопрос совмещения магии и техники, а это сделать не очень легко. Либо писать очень продвинутую магию, которая заменяет технику. В большинстве случаев, которые я видел, магию практически убирают, оставляя лишь некоторые мистические моменты.
К тому же ... По Великим открытиям написано столько приключенческих романов, что писать там еще и фэнтези, наверное, тоже не очень интересно

Что касается викторианской эпохи ... А разве про вампиров обычно пишут не в ней? Я просто не читал, не в курсе.
А до средневековья писать наверное просто никому не интересно
Добавлено:Цитата(kat dallas @ 30-03-2011, 17:41)
Самое, по-моему, замученное авторами клише - это "попаданцы".
Про "попаданцев" тоже можно грамотно написать.
Танцующий с Тенями
30-03-2011, 17:54
Цитата(Alaric @ 30-03-2011, 20:52)
Про "попаданцев" тоже можно грамотно написать.
Про всё _можно_ грамотно написать.) Только что-то никто не торопится особо.)
Цитата(Танцующий с Тенями @ 30-03-2011, 17:50)
Так какого ж, спрашивается, хрена, этот человек там сразу почти всегда становится эпик-центром, при учёте того, что население оного - тоже люди, а не какие-нибудь бобровыдры?
В случае, когда население мира в основном "бобровыдры", попаданец тоже может стать "эпик-центром", см. Алан Дин Фостер, "Чародей с гитарой"

Замечательный пример, кстати, неплохой попаданческой фэнтези

А ответ на вопрос - крайне прост. Про тех, кто не стал эпик-центром, книг не написали

Зачем писать книгу про неудачника, который только попал в чужой мир, так почти сразу и помер?
Добавлено:Цитата(Танцующий с Тенями @ 30-03-2011, 17:54)
Про всё _можно_ грамотно написать.) Только что-то никто не торопится особо.)
Ну, штук десять грамотных книг/циклов про попаданцев я, наверное, вспомню, если постараюсь
kat dallas
30-03-2011, 17:58
Цитата
Про "попаданцев" тоже можно грамотно написать.
Можно, но мне, наверное, тотально не везет и "грамотные опусы" не попадаются) Один, прости господи, "Ведун" чего стОит...
Цитата
kat dallas
Хэй, вы меня опередили! Вот так неожиданность.)))
Зато вы подробно расписали то, что я поленилась)
Даммерунг
30-03-2011, 18:03
Цитата(Jessica K Kowton @ 30-03-2011, 23:51)
В мире много сладких яблок. Это не лишает меня права возмущаться кислыми. Которых дофига и больше, чем сладких. А сладкие еще пойди поищи...
Цитата(Alaric @ 30-03-2011, 23:52)
Даже в реальной жизни регулярно появляются персонажи, которые хотят захватить весь мир/распространить влияние своей страны на весь мир (ну или хотя бы на достаточно большую его часть) и так далее.
Захват мира как мотивация и самоцель - это такой баян же...
Цитата(Alaric @ 30-03-2011, 23:52)
По Великим открытиям написано столько приключенческих романов, что писать там еще и фэнтези, наверное, тоже не очень интересно smile.gif Что касается викторианской эпохи ... А разве про вампиров обычно пишут не в ней?
Фэнтезийные элементы могли бы приятно разнообразить описание похода конкистадоров за золотом какой-нибудь аборигенной нелюди, вай нот. Про вампиров сейчас, вроде бы, обычно пишут в городском фэнтези, в современных условиях, или как об одной из рас типичного средневековья.
Я вообще это к чему - "задников" дофига, можно брать любой достаточно незатасканный. Фантазировать. Преодолевать сопротивление препятствий, таких (к примеру), как совмещение магии с техникой или впихивание нечеловеческих рас в историю Древнего Египта. А не идти по накатанной - средневековье,
мракобесие и джаз эльфы, школа волшебников и попаданец-супергерой.
Цитата(Даммерунг @ 30-03-2011, 18:03)
Захват мира как мотивация и самоцель - это такой баян же...
А про захват мира как самоцель я последний раз читал примерно тогда же, когда и про темного властелина. Точнее, вру, в рассказах из "Наше дело правое" тоже что-то такое было, но там в силу малой литературной формы места не хватает расписывать глубинную мотивацию врага

Цитата(Даммерунг @ 30-03-2011, 18:03)
Фэнтезийные элементы могли бы приятно разнообразить описание похода конкистадоров за золотом какой-нибудь аборигенной нелюди, вай нот.
На мой взгляд, это будет все то же, что и все книги про индейцев. См. обсуждение фильма "Аватар"

Цитата(Даммерунг @ 30-03-2011, 18:03)
В мире много сладких яблок. Это не лишает меня права возмущаться кислыми. Которых дофига и больше, чем сладких. А сладкие еще пойди поищи...
Про открытие Старджона я уже писал
Скоффер
30-03-2011, 18:09
Даммерунг
ты слишком многого от людей хочешь. Средневековье имеет устойчивый ассоциативный шлейф, в который сложно не попасть. Никто не будет придираться, если у тебя условное средневековье с мечами, рыцарями, прекрасными дамами, голозадыми пейзанами, охотой на ведьм и низким уровнем технологии. Средний читатель сочтет мир убедительным.
А что мы знаем о лисе? В смысле, о Возрождении, Великих географических открытиях или том же Др. Египте. Это ж и самому надо над источниками зависать, и читателя лишними нюансами грузить. Трудно...
Jessica K Kowton
30-03-2011, 18:11
Цитата(Alaric @ 30-03-2011, 16:56)
Зачем писать книгу про неудачника, который только попал в чужой мир, так почти сразу и помер?
http://kris-reid.livejournal.com/453136.html Правда, не совсем про фэнтези. Но в тему.
Ах, да. Постоянно забываю написать. На самом деле, то средневековье, которое рисуется во многих книжках - это вообще ни разу не средневековье

Если взять ту же "Сагу о копье", например, то там совсем не средневековье. Там средневековое оружие, но социально там что-то совсем другое (что скорее всего в реальности существовать не может, хотя черт его знает

)
Вообще вопрос, каким с социальной точки зрения должно стать общество, где техника зависла на уровне Темных веков, но есть магия, крайне интересен. В зависимости от магии, могут получаться очень разные результаты.
Поэтому на самом деле, и про средневековье толком мало кто может написать
Даммерунг
30-03-2011, 18:19
Вот сейчас вы меня все переубедите, я пойду в ближайший книжный магазин, куплю там какое-нибудь порождение "Армады" про попаданца Васю в стране темных эльфов, буду читать и убеждать себя, что это нормальное фэнтези, что все так пишут и что нефиг ориентироваться на "Принцев Амбера" и "Бесконечную историю", когда всех вполне устраивает средневековье с эльфийским лесом и пещерными гномами.

Цитата(Alaric @ 31-03-2011, 0:09)
На мой взгляд, это будет все то же, что и все книги про индейцев.
А как же "про все что угодно можно круто написать", а? Почему бы и не про конкистадоров?
Цитата(Скоффер @ 31-03-2011, 0:09)
А что мы знаем о лисе? В смысле, о Возрождении, Великих географических открытиях или том же Др. Египте. Это ж и самому надо над источниками зависать, и читателя лишними нюансами грузить. Трудно...
Да, а чего уж говорить о том, чтоб самому что-то оригинальное придумать. Воображалка же перетрудится и лопнет.
Цитата(Даммерунг @ 30-03-2011, 18:19)
А как же "про все что угодно можно круто написать", а? Почему бы и не про конкистадоров?
Можно. Уже написали. См. Фенимора Купера, Майн Рида и прочих

Нет, с ними тоже можно соревноваться, вон у Робин Хобб в "Сыне солдата" мотивы освоения Дикого Запада вполне присутствуют. Но соревноваться сложно

Цитата(Даммерунг @ 30-03-2011, 18:19)
Вот сейчас вы меня все переубедите, я пойду в ближайший книжный магазин, куплю там какое-нибудь порождение "Армады" про попаданца Васю в стране темных эльфов, буду читать и убеждать себя, что это нормальное фэнтези, что все так пишут и что нефиг ориентироваться на "Принцев Амбера" и "Бесконечную историю", когда всех вполне устраивает средневековье с эльфийским лесом и пещерными гномами.

По-моему, это никто не говорит

Цитата(Даммерунг @ 30-03-2011, 18:19)
Да, а чего уж говорить о том, чтоб самому что-то оригинальное придумать. Воображалка же перетрудится и лопнет.
Я, конечно, не специалист, но, по-моему, одинаково трудно как написать про нетривиальную эпоху, так и нетривиально написать про "эльфов, магов и средневековье". Но возможно
Iris Sarrd
30-03-2011, 18:28
Даммерунг Ха, по этой теме еще Олди очень хорошо выразились.) Даже в Мире Фантастики напечатали, правда, нежурнальная версия больше.) Как там оно называлось-то... хммм... А!
"Допустим ты пришелец жукоглазый..." Так вроде. Если не читали, то всем рекомендую (особенно таким же графоманам, как и я).

Да и вообще, прорекламирую уж, раз начал,
"Фанты для фэна" у Олди (куда и жукоглазый попал) - весьма занятная и полезная штука для начинающих. )
Даммерунг
30-03-2011, 18:35
Alaric Купер и Рид - это, мягко говоря, не про конкистадоров. Конкистадоры у Хаггарда были, в "Дочери Монтесумы". А так больше и не припомню.
Нет, про северных индейцев неинтересно, не было у них высокоразвитой цивилизации, золотых городов и кровожадных богов - а это все в фэнтези можно было бы очень даже неплохо обыграть. У меня есть парочка идей по этому поводу, кстати - но чукча скорее все-таки читатель, чем писатель.)
Цитата(Alaric @ 31-03-2011, 0:25)
одинаково трудно как написать про нетривиальную эпоху, так и нетривиально написать про "эльфов, магов и средневековье". Но возможно smile.gif
В нетривиальных декорациях написать что-то нетривиальное получится с большей вероятностью, чем в заюзанных до дыр. Мне так кажется. Хотя, конечно, и несуразная фигня тоже может получиться.
Даммерунг
Даже если писать по шаблону "Эльфы, гномы, тролли и т.д. Иди туда - то, найди то - то" это новая история, нет двух одинаковых книг.
kat dallas
30-03-2011, 19:36
Цитата
Даже если писать по шаблону "Эльфы, гномы, тролли и т.д. Иди туда - то, найди то - то" это новая история, нет двух одинаковых книг.
Зато есть очень похожие)
Даммерунг
30-03-2011, 19:45
Vairet
Спасибо, но что-то меня такое "разнообразие" не устраивает.
Зачем читать про эльфов и троллей, когда можно, ну, скажем, про древних богов, выживающих в условиях острого дефицита веры в современной Америке?
kat dallas
Вот-вот.
Танцующий с Тенями
30-03-2011, 19:48
Цитата(Alaric @ 30-03-2011, 20:57)
В случае, когда население мира в основном "бобровыдры", попаданец тоже может стать "эпик-центром", см. Алан Дин Фостер, "Чародей с гитарой" Замечательный пример, кстати, неплохой попаданческой фэнтези
Да я же и сказал - если НЕ. Если они там бобровыдры, то, что он эпик-центр - естественно.) Потому что он априори особенный.) А если там люди, как люди - то, что он человек, его особенным ещё не делает.)
Цитата(Alaric @ 30-03-2011, 20:57)
А ответ на вопрос - крайне прост. Про тех, кто не стал эпик-центром, книг не написали Зачем писать книгу про неудачника, который только попал в чужой мир, так почти сразу и помер?
Можно написать книгу про неудачника, который реально преодолевал в чужом мире какие-то трудности. Да, это будет не весело и смешно, но из этого можно сделать хорошую историю. И поучительную в чём-то.
Цитата(Alaric @ 30-03-2011, 20:57)
Ну, штук десять грамотных книг/циклов про попаданцев я, наверное, вспомню, если постараюсь
Один упомянут.) А ещё? Нельзя ли вспомнить, а то сто лет ничего толкового не приходилось читать.)
Цитата(kat dallas @ 30-03-2011, 20:58)
Зато вы подробно расписали то, что я поленилась)
Я просто по-другому не умею.)
Сейчас вспомним качественные циклы...
Зыков, "Дорога домой" и "Конклав бессмертных" - 2 шт. "Дорога" - стандартное. но очень качественное фэнтези.
Рудазов, "Яцхен", наверное. Стиль... очень непривычный, всем любителям строго литературного языка лучше не читать, но чтобы отдохнуть - самое оно.
Хм... Алиса в стране чудес считается? У меня на покетбуке она как фэнтези обозначена... И признание народно!))
Пока все. Надо еще на покетбуке порыться...
Даммерунг
30-03-2011, 20:14
Бастиан Балтазар Букс, кстати, тоже соответствует критериям попаданца. Причем даже пытается стать Марти Сью. Хех.)
Добавлено:Цитата(Vetra @ 31-03-2011, 2:03)
всем любителям строго литературного языка лучше не читать, но чтобы отдохнуть - самое оно.
Развлекательно-отдыхательное фэнтези - вот то, что убивает жанр, снижая планку и требовательность читателя. Подробнее в той ссылке на Олдей, которую Ирис давал. Я с ними совершенно согласна.
Лунный Кот
30-03-2011, 20:24
Согласна, что сейчас осталось очень мало по-настоящему оригинальных книг-фэнтези. Но что можно сделать? Возможно, у меня плохое воображение (а оно у меня на самом деле плохое, любое сочинение - пытка)), но я НЕ МОГУ себе придумать ни одного мира фэнтези без эльфов, орков и драконов. Потому что, по-моему, это просто невозмжно. Перенестись из средневековья в другую эпоху - это уже какой-то истрический роман, написать про высокие техноогии - научная фантастика и т.д. То есть, это штампы, но без них не может существовать жанр фэнтези (ИМХО). А из самых, на мой взгляд, незаштампованных авторов могу назвать Урсулу Ле Гуин.
Бродяга
30-03-2011, 20:26
Цитата
Развлекательно-отдыхательное фэнтези - вот то, что убивает жанр, снижая планку и требовательность читателя.
Рискую показаться недалёким и нетребовательным читателем, и всё же напишу. Развлекательно-отдыхательное фэнтези не всегда так уж и плохо, потому что одному и тому же читателю в разные моменты от книги требуются совсем разные вещи. Иногда после тяжёлого дня такое фэнтези это как раз то, что нужно (это, разумеется моё ИМХО))) О высоком, умной и, порой, заумном не всегда есть настроение читать, не всегда можно уследить за закрученным сюжетом. И происходит это вовсе не потому, что у читателя заниженные требования, а потому что просто хочется, грубо говоря разгрузить мозги.
Эгильсдоттир
30-03-2011, 20:34
А сюжетов вообще очень мало. Как говаривал один неглупый киногерой, все на свете истории - о любви, мужестве и смерти. В конце концов, любимая многими классическая трилогия "Звёздных Войн" - тоже клише на клише и клишом погоняет. Наверно, качество зависит не от наличия/отсутствия клише, а от "качества" автора?
Даммерунг
30-03-2011, 20:48
Anariel
Почитайте те книги, которые я упоминала в теме - "Принцев Амбера" (у Желязны еще было фэнтези, правда, я его не так подробно читала), "Американских богов" и другие книги Геймана, "Темную башню" Кинга. Из более родных можно вспомнить "Волкодава" - никаких эльфов и гномов - и другие произведения Семеновой. Тут еще Макса Фрая подсказывают. В общем, много есть всякого фэнтези без... без этого самого.
Бродяга
Все хорошо в меру. Как лично я вижу - нынче пустого развлекалова в фэнтези, наверное, в десятки и сотни раз больше, чем вещей, которые хотят читателя у-влечь, а не раз-влечь, выражаясь словами Олди.
Jessica K Kowton
30-03-2011, 21:20
Anariel, не можете, так, к перечисленному
Даммерунг гляньте ещё Песнь Льда и Пламени Мартина и цикл о Чёрном Отряде Кука. В Песне, правда, помнится, драконы были, но зато ни эльфов вам, ни орков.
Хех, пока жж лежит, ссылка, данная мной выше, на другой лад:
http://vif2ne.ru/nvk/forum/archive/1948/1948039.htm
Цитата(Танцующий с Тенями @ 30-03-2011, 19:48)
Цитата(Alaric @ 30-03-2011, 20:57)
Ну, штук десять грамотных книг/циклов про попаданцев я, наверное, вспомню, если постараюсь
Один упомянут.) А ещё? Нельзя ли вспомнить, а то сто лет ничего толкового не приходилось читать.)
На самом деле, в теме упомянуто уже два. Цикл про Чародея с гитарой А.Д.Фостера и Панкеева

А по поводу перечислять ... Я перечислить могу, но оно на самом деле и без меня очень известное

Уже вечная классика: Льюис Кэрролл с его Алисой и Марк Твен "Янки при дворе короля Артура".
Почти к ним же Фрэнк Баум со страной Оз и Александр Волков с Изумрудным городом.
Классика жанра фэнтези: Л.Спрэг де Камп, Ф.Прэтт "Дипломированный чародей" и К.Сташефф, "Чародей поневоле" (из последнего вырос огромный цикл, к циклу можно относится очень по разному, но первое произведение, на мой взгляд, шедевр). У того же Сташеффа есть цикл еще про одного попаданца, начинающийся с книги "Маг при дворе Ее Величества", там тоже первые книги хороши (если читатель не имеет ничего против христианства

), далее опять же на любителя.
Советская классика: Стругацкие, "Обитаемый остров". Самый натуральный попаданец. Правда, это НФ, а не фэнтези

Из относительно недавнего отечественного. Макс Фрай.
Из совсем недавнего и очень знаменитого. Цикл про Гарри Поттера

Тоже вполне себе попаданец

Цитата(Танцующий с Тенями @ 30-03-2011, 19:48)
Можно написать книгу про неудачника, который реально преодолевал в чужом мире какие-то трудности.
Такое тоже встречал. Тэд Уильямс, "Война цветов". Сконцентрированный антиэскапизм.
В общем, уже на этом списке видно, что про попаданцев можно писать совершенно разные вещи.
kat dallas
30-03-2011, 23:07
Аларик, ты в основном классику жанра перечислил, это святое) Но большинство последующих книжек на эту тему, в основном, обыгрывание этой классики на разные лады)
Даммерунг
30-03-2011, 23:12
Цитата(Alaric @ 31-03-2011, 4:38)
Цикл про Гарри Поттера smile.gif Тоже вполне себе попаданец smile.gif
Не, ну это натянуто. Так можно сказать, что персонаж, которого посвятили в тайный орден масонов, оказался попаданцем.) А вообще, я тут подумала, что "Патруль времени" Андерсона (НФ) - это, получается, целая организация специально подготовленных попаданцев.
И как вот после всего этого можно продолжать писать шаблонное мэрисью про прекрасную деву, которая лезет в новый мир напролом и всех там покоряет одним везением и наглостью?
Цитата(kat dallas @ 30-03-2011, 23:07)
Аларик, ты в основном классику жанра перечислил, это святое) Но большинство последующих книжек на эту тему, в основном, обыгрывание этой классики на разные лады)
А я вообще не тороплюсь читать новинки, если только это не новинки уже уважаемых мной авторов. В конце концов, в мире уже написана уйма книг, и из старых выбирать проще, чем из новых

Где-нибудь лет через пять станет понятно, кто из ныне творящих авторов написал шедевр, тогда его можно будет прочитать
Цитата(Даммерунг @ 30-03-2011, 19:45)
Спасибо, но что-то меня такое "разнообразие" не устраивает.
Зачем читать про эльфов и троллей, когда можно, ну, скажем, про древних богов, выживающих в условиях острого дефицита веры в современной Америке?
Америка? И станет кто - то писать об этих...ладно не будем о плохом. Я понимаю, что речь бы пошла в первую очередь о Богах, но упоминать этих карьеристов в, такого рода, романе...Мне кажется, что современность и фэнтези плохо совмещаются. Сам я пишу именно классическое фэнтези. Я не заморачиваюсь о том, что это уже считается заезженным, а делаю то, что мне нравится. Главное писать с душой, ну и при возможности ломать стереотипы, сложившиеся в классическом фэнтези. Что бы не было совсем уж банально. Это мое мнение.
Вот у Пехова далеко не заурядное мироустройство, потом был же еще роман "Орки, первая кровь" Вроде так называется. Совсем не шаблонный мир. А ведь там есть все, что присутствует в классике.
Даммерунг
30-03-2011, 23:26
Vairet Аккуратнее. Вы сейчас были в шаге от того, чтобы плохо отозваться об "Американских богах" и американских писателях. Впредь в моем присутствии советую этого не делать. Окей?
Цитата
.Мне кажется, что современность и фэнтези плохо совмещаются.
У хорошего автора современность и фэнтези будут совмещаться очень хорошо.
Скоффер
30-03-2011, 23:29
Vairet Цитата
потом был же еще роман "Орки, первая кровь" Вроде так называется. Совсем не шаблонный мир. А ведь там есть все, что присутствует в классике.
Это то простигосподи, где отряд татуированных орков в камзолах режет всё, что движется? О да, чертовски не шаблонно.
Цитата(Vairet @ 31-03-2011, 1:22)
Вот у Пехова далеко не заурядное мироустройство, потом был же еще роман "Орки, первая кровь" Вроде так называется. Совсем не шаблонный мир. А ведь там есть все, что присутствует в классике.
О, я как раз хотел про Пехова сказануть, но чего-то непривычно для себя постеснялся оффтопить

А теперь вроде как сам Ктулху велел ))
Так вот, не знаю уж как в других вещах Пехова, а вот в Хрониках Сиалы товарищ, что называется, сам себя высек

Очередная "третья сила", ога ) Как там у Пехова - Серый Орден, да?
"Он не черный и не белый. Он серый". Т.е. человек решил придумать некое подобие равновесной силы, которая строго следит за мировым балансом между добром и злом.
Проблема такого рода идей заключается в том, что всегда возникает вопрос - а зачем оно нужно, Равновесие? Что такого важного оно дает миру? Пехов пошел по логической цепочке и допер: шоб Пернатых в Сиалу не пускать. А почему их так важно не пускать? Ну, они же такие нехорошие, зло в квадрате, всех побьюн.
Т.о., Пехов сам подводит читателя к мысли, что в действительности-то Орден Серых - никакой не серый, никакое не равновесие, никакая не третья сила, а напротив, организация светлая и занимающая сторону Добра - против ультимативного Зла. Получается, что нейтральным этот орден является лишь по отношению к разборкам иерархически более низких добра и зла

Пшик вышел из всей идеи третьей силы. По-моему, эта идея вообще во всем фэнтези идет пшиком, но у Пехова это особенно выпукло вышло ))
И да, "Орки, первая кровь" - чушь несусветная. Читал года 2-3 назад, и концовка потрясла идиотизмом. Для чего вся катавасия была, зачем было столько кипиша, крови и слез вокруг артефакта? Чтобы десяток орков перешел в другой мир. Гениально
Цитата(Кайран @ 30-03-2011, 23:27)
У хорошего автора современность и фэнтези будут совмещаться очень хорошо.
Не знаю такого.
Скоффер Ну если подходить к книге по таким критериям, то да, они пролили достаточно крови. Но если вы внимательно читали, то могли бы заметить, что они там куда благороднее людей.
Цитата(Оргрим Молот Судьбы @ 31-03-2011, 0:27)
И да, "Орки, первая кровь" - чушь несусветная. Читал года 2-3 назад, и концовка потрясла идиотизмом. Для чего вся катавасия была, зачем было столько кипиша, крови и слез вокруг артефакта? Чтобы десяток орков перешел в другой мир. Гениально
А что, зато не банально. Все ожидали, что орки геройски сцапают артефакт себе, а вот фигу!
Цитата
Не знаю такого.
Первое, что приходит на ум - Стивен Кинг "Темная Башня", "Талисман" и "Черный дом".
Даммерунг
31-03-2011, 0:46
Цитата(Vairet @ 31-03-2011, 6:42)
Офигеть, а хотя бы Лукьяненко с его Дозорами? Это же целый поджанр, городское фэнтези называется. И без всяких орков, что приятно. Хотя эльфы временами просачиваются...
Рей
Кинга категорически не приемлю.
Даммерунг
Да, про Лукьяненко я забыл. Интерестно, но городское фэнтези у меня особого восторга не вызывает. Хотя Дозоры прочитал все. И ведь он наш писатель)
Это облегченная версия форума. Для просмотра полной версии с графическим дизайном и картинками, с возможностью создавать темы и писать ответы, пожалуйста, нажмите
сюда.