Цитата(Бродяга @ 25-04-2011, 0:47)
Танцующий с Тенями, что-то у тебя всё делтся на черное и белое, не быть собой это слишком сильно сказано. А воспитанному человеку "ради вежливости" и притворятся не надо, для него это естественное поведение))) Да и масштабы притворства ты слишком раздуваешь.
Вот я как раз не понимаю, просто не могу понять, как можно "не быть собой"с другими людьми. А кем быть веником, чайником или (ну, в честь праздника) пасхальным яйцом???
Нет. Чёрное и белое тут ни причём. Я вообще не сторонник крайностей, хотя редко умею выразить словами своё мнение так, чтобы не возникало такого впечатления. В данном случае - вопрос личного ощущения. Я, безусловно, человек воспитанный. Я даже местами вежливый человек. Ровно до того момента, пока это позволяет мне оставаться собой. Но идея о том, что вежливость не может противоречить человеческой сути - верна не вполне. В некоторых случаях - вполне может. И в таких случаях акт вежливости является актом насилия над собой либо притворства. Кроме того, говоря конкретно о религиозных праздниках, я не могу применить в их отношении само понятие вежливости. В него не входит обязательство
соблюдать традиции чуждых человеку конфессий - только не оскорблять их словами и действиями, но несоблюдение их оскорблением не является - и даже резкий отказ им следовать в грубой форме никак не оскорбляет саму по себе религию и её традиции, если при этом не говорится ничего недопустимого прямо в адрес оных. Тем более, точно так же, как не следует "оскорблять" чужую веру, не следовало бы "оскорблять" и чужое неверие. То, что при встрече полагается здороваться - это общечеловеческое понятие вежливости. То, что в ответ на то же "Христос Воскресе" надо отвечать "Воистину" - только лично ваше, на самом деле вежливость не имеет к этому отношения. Кстати да, я не помню, чтобы мы переходили на "ты". Лично я такого перехода с вами не хотел бы, если это возможно.
Насчёт того, "кем тогда надо быть" - по правде говоря, от вас такого вопроса не ожидал, вроде бы, это вполне очевидно. Но об этом уже сказали до меня. Отвечая "Воистину воскресе" - я позиционирую себя христианином, которым не являюсь в действительности. То есть, фактически, перед лицом моего собеседника стою уже не я, а христианин - в его глазах. Быть не собой - это в том числе и сознавать, что тот, кто перед тобой, видит не тебя. Впрочем, это почти всегда так, если не вообще всегда. Другое дело, подобные ситуации только играют на усиление этого.
Так же и с вежливостью. Если уж я, так вышло, человек невоспитанный и невежливый, то, проявляя вежливость вне своего желания, я тоже не являюсь собой. Моей сущности вежливость противоречит. Мой собеседник видит, опять же, не меня, а вежливого человека. А ты - это не только тот, кем ты себя ощущаешь, но ещё и тот, кем тебя воспринимают окружающие. Иначе бы ни у кого не было проблем с диссонансом между собственным ощущением и чужим восприятием.
Кроме того, и в целом вежливость я считаю ненужным атрибутом. Для меня значение имеют поступки, а не слова. Я готов многое сделать для людей. При этом я могу быть с ними груб. Но вполне могу и оказаться единственным, кто будет делать, а не говорить. В моей системе ценностей подобное важнее. На чужую ориентироваться я не обязан. И меня не волнует, если я хамло. В конце концов, я хамло только в человеческой оценочной системе. Сам по себе я вообще никакой. Точно так же, как человек называет "дрянным" опаздывающий автобус в порыве гнева - точно так же люди определяют друг друга эпитетами сравнения и уточнения. Но при этом автобус не является дрянным сам по себе. Он является просто автобусом. Всё остальное - в голове у того, кто его ждёт. И это его личные проблемы. Внутренняя суть автобуса не меняется. А все оценки личных качеств людей всегда нисколько не менее субъективны. Единственное, что будет безусловной правдой в отношении человека - его рост, например. Остальное - относительная. И я не вижу смысла обращать на неё внимание.
Я бы не сказал, что я раздуваю масштабы. Говорил в отношении себя в большей степени. Меня не мной видят всегда и практически все, по некоторым объективным причинам. Поэтому на ситуации усиления я реагирую неприязненно вдвойне. В особенности когда они касаются того, чего я не приемлю. А религиозности я не приемлю ни в каком виде. И ещё более я не приемлю слепого повторения религиозных обычаев. Почему? Да по той простой причине, что меня подташнивает от людей, повторяющих друг за другом неосознанно одно и то же. Они даже не задумываются о том, зачем и почему это делают, за редким исключением.
Это напоминает часто повторяющийся у меня в семье диалог:
- Да не готовь на ужин мясо.
- Почему?
- Пост же.
- Ты же не крещёная. И не веруешь.
- Ну и что, так ведь принято.
Человек, фактически, готов себя лишить необходимого в рационе количества белков или чего там, ради того, что у кого-то там "так принято". У кого-то. Не у него. Он не имеет никакого отношения к тем, у кого так принято - просто так совпало, что христианская конфессия и большинство людей - в случае Российской Федерации - почти одно и то же. И получается, что принято не у христиан, а "у людей", что в корне неверно.
Если кому-то это кажется нормальным - ради бога. Мне это кажется форматированием человеческих мозгов. Я не намерен ему потакать, оправдывая это какой-то там вежливостью, не имеющей к этому ни малейшего отношения. Кто сказал, что я обязан проявлять снисхождение к чужой ограниченности, к чужим заблуждениям и чужой глупости, к чужой нелогичности, наконец? Почему бы тогда другим не проявить снисхождение к моей нетерпимости всего этого? Почему проявлять его должен именно я?
В отличие от вас, например, мне это - не удобнее. Мне удобнее говорить то, что я действительно хочу сказать - и не говорить того, чего я говорить не хочу. Мне безразлично, какие последствия это повлечёт для меня - нотацию или чужую обиду. Эти последствия для меня менее весомы, чем следование тому, чему я следовать не желаю. И в таком случае, я не понимаю, чем то, что я не отвечу на "Христос Воскресе" соответственно хуже того, что мне кто-то сказал "Христос Воскресе", зная о том, что я не имею отношения к христианству, и что, если бы я исповедовал религию, я исповедовал бы ту, которая отличается от него разительно. Поскольку христианство я считаю рабской религией - и могу обосновать причины этого. Причём, считаю лично для себя. Я не осуждаю тех, кто его исповедует, не порицаю и не стану обсуждать свои взгляды с христианином, чтобы не задевать его религиозных чувств, просто промолчу, но и позиционировать согласие с ними не буду - я просто не хочу иметь к этому вообще. Никакого. Отношения.
Я не хамелеон, в конце концов. И в сообщество хамелеонов интегрироваться не намерен. И поощрять охамелеонивание человеческого сообщества тоже. А когда я слышу "Христос Воскрес", мне хочется машинально сказать "Который раз". И да, ещё о бытии не собой - таки слова, которые не в моём духе, слова, к которым я испытываю отторжение - при произнесении их я противоречу своей природе. И да, мне не всё равно, произнести их или нет. И это, вот же чёрт, нормально. И вполне естественно. И коль уборка в доме противоречит моей природе раздолбая - её делать всё же надо, хотя она и является для меня таким же насилием над собой. Однако ж соблюдение каких-то речевых традиционных для религиозной конфессии нюансов ну никак нельзя определить словом "надо". Это уже каждый выбирает для себя сам. И я - выбираю так. Отторжение в данном случае нисколько не менее полноправно, чем соблюдение. И "сложно, что ли" - ни разу не аргумент.