Цитата
Олеш, каждый человек заслуживает уважения к себе? А не слишком ли сильно это сказано? Существуют человеческие особи, не достойные даже жизни (насильники, например).
По-моему,
каждый человек заслуживает уважения до тех пор, пока своими деяниями он не доказал обратного. Возражения по поводу того, зачем же ждать этих самых деяний не принимаются ввиду абсолютной неопределенности способов выявления подобных людей до совершения подобного деяния.
Цитата
Непонимание есть признак скудности ума.
В данном предложении есть ярко выраженный отрицательный ярлык - "скудность ума". Согласен, непонимание чего-то не есть повод для гордости. Но существуют вещи, непонимание которых вполне естественно. Например, здесь есть люди, которые понимают Общую Теорию Относительности. Что-то мне подсказывает, что нет

Но разве это повод для навешивания на них отрицательных ярлыков?
Если под непониманием идей понимать
осмысленное неприятие данных идей - то данное "непонимание" есть признак разума. Хотя оно и не является непониманием в глубоком смысле. Хотя, это лучше у Олеш спросить, что она понимала под непониманием.
Теперь о более раннем. Вынужден признаться, что до данного вечера я Ницше не читал и мои знания о нем базировались на многочисленных лекциях по философии (насколько я знаю одна из наших лекторов является специалисткой по Ницше) и чтении учебников. Поэтому изначально я заменил свое мнение мнением Рассела, потому что он Ницше уж точно читал

К тому же, на мой взгляд, Рассел вполне заслуживает доверия (моего), ибо его взгляды на те вещи, о которых я имею ясное представление, кажутся мне логичными, да и вся его философия ставит во главе всего логику. Но дабы не уподобляться людям, которые утверждали, что "Я Пастернака не читал, но все равно осуждаю", я начал читать. Начал с "Так говорил Заратустра". Правда, не совсем понятно, к чему может привести чтение с мыслью "не принять". А такая мысль у меня так или иначе появляется, ибо слишком многие использовали идеи Ницше для оправдания того, что я одобрить не могу никоим образом.
Первое впечатление. Во множестве глав есть мысли (в основном начальные) с которыми я целиком и полностью согласен. Да, для меня они не стали новыми, но я вполне допускаю, что для века 19-го это были вполне новые идеи. Но существуют вещи, с которыми я не согласен. Во время чтения я начал вести что-то типа "заметок на полях". Вот некоторые из них:
"Посмотри на добрых и праведных! Кого ненавидят они больше
всего? Того, кто разбивает их скрижали ценностей, разрушителя,
преступника -- но это и есть созидающий."
И что он созидает?
"Чего же ты пугаешься? С человеком происходит то же, что и
с деревом.
Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже
впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, -- ко
злу".
Не согласен.
" Мое презрение и моя тоска растут одновременно; чем выше
поднимаюсь я, тем больше презираю я того, кто поднимается. Чего
же хочет он на высоте?
Как стыжусь я своего восхождения и спотыкания! Как
потешаюсь я над своим порывистым дыханием! Как ненавижу я
летающего! Как устал я на высоте!"
Почему нельзя смеяться над своими ошибками и при этом гордиться тем, что ты их смог преодолеть? Да, идти вверх сложно, ну и что? По-моему, это повод для гордости, а не для презрения.
" Даже для добрых стоит благородный поперек дороги; и даже
когда они называют его добрым, этим хотят они устранить его с
дороги."
Подмена понятий. Истинно добрый никого не хочет устранить.
" Новое хочет создать благородный, новую добродетель.
Старого хочет добрый и чтобы старое сохранилось."
Еще одна подмена понятий. Во-первых, доброта может и созидать. Во-вторых, создать новую добродетель - это, конечно, занятие достойное. Но: мало чего-то хотеть создать. Нужно еще и уметь это делать. Иначе этот благородный может уподобиться неумелому строителю, который ради постройки своего "шедевра" разрушил добротное, но неидельное здание, а этот "шедевр" развалился естественным путем сразу же после создания.
"Война и мужество совершили больше великих дел, чем любовь
к ближнему."
"Я ищу великого воина. - Разве войны могут кого-то сделать великими?" (с) Дж.Лукас
"Не ваша жалость, а ваша храбрость спасала доселе несчастных."
Но разве не было такого, чтобы эту самую храбрость порождала именно жалость к этим несчастным?
" Потому что ты кроток и справедлив, ты говоришь: "Невиновны
они в своем маленьком существовании". Но их узкая душа думает:
"Виновно всякое великое существование".
Даже когда ты снисходителен к ним, они все-таки чувствуют,
что ты презираешь их; и они возвращают тебе твое благодеяние
скрытыми злодеяниями.
Твоя гордость без слов всегда противоречит их вкусу; они
громко радуются, когда ты бываешь достаточно скромен, чтобы
быть тщеславным."
К глубокому сожалению, все это есть правда. Но это не вся правда. Если ты велик, ты должен пытаться поднять мелких до своего уровня. Да, это сложно. Можно сказать практически невозможно. Если речь идет о всех. Но даже "поднятие" одного - уже восполнит число великих, даже если ты погибнешь. К тому же, мы не ищем легких путей.
"Поэтому женщина не способна еще к дружбе: она знает только любовь."
Экспериментальным образом установлено, что это неверно.
" Человек сперва вкладывал ценности в вещи, чтобы сохранить
себя, -- он создал сперва смысл вещам, человеческий смысл!
Поэтому называет он себя "человеком", т. е. оценивающим.
Оценивать -- значит созидать: слушайте, вы, созидающие!
Оценивать -- это драгоценность и жемчужина всех оцененных
вещей.
Через оценку впервые является ценность; и без оценки был
бы пуст орех бытия. Слушайте, вы, созидающие!
Перемена ценностей -- это перемена созидающих. Постоянно
уничтожает тот, кто должен быть созидателем."
То ли тут что-то с переводом, то ли это еще одна подмена понятий. Вложить ценность в вещь - бесспорно созидание. Но "оценивание" - это не вкладывание ценности. Это попытка понять - есть ли в уже созданной вещи ценность или ее там нет? Причем "оценивание" очень часто субъективно и то, в чем ценность есть для одного, может казаться лишенным ценности для другого.
Глава "О любви к ближнему". По-моему, именно это имел ввиду Рассел, когда писал о двух типах святых. Я с ним согласен. Можно любить ближних и из других побуждений. Кроме того, даже если любовь к ближнему проистекает из чисто эгоистических соображений, то что в этом плохого, если это истинная любовь? Если кому-то приятно делать приятно другим людям, то почему бы и нет?
И конец главы, на мой взгляд, довольно забавен: "Братья мои, не любовь к ближнему советую я вам -- я советую вам любовь к дальнему."
Как сказал один из величайших людей 20-го века - "Все относительно".
" Он знал только слезы и скорбь иудея, вместе с ненавистью
добрых и праведных -- этот иудей Иисус; тогда напала на него
тоска по смерти.
Зачем не остался он в пустыне и вдали от добрых и
праведных! Быть может, он научился бы жить и научился бы любить
землю -- и вместе с тем смеяться."
Я не христианин. Но по моему мнению, то ли автор невнимательно читал Библию, то ли намеренно исказил то, что в ней написано. Иисус любил всех ее обитателей. И терпел свалившуюся на него ненависть именно из любви. А вот насчет смеха автор прав.
" Мои враги стали сильны и исказили образ моего учения, так
что мои возлюбленные должны стыдиться даров, что дал я им."
Спрашивается, что же это за знание, если владеющие им могут начать стыдиться его из-за того, что кто-то его исказит?
"Бог есть мысль, которая делает все прямое кривым и все,
что стоит, вращающимся."
Человек явно жил до появления ОТО

Впрочем, не уверен, что он бы ее понял

Впрочем, кто ее понял?

" Но нищих надо бы совсем уничтожить! Поистине, сердишься,
что даешь им, и сердишься, что не даешь им.
И заодно с ними грешников и угрызения совести! Верьте мне,
друзья мои: угрызения совести учат грызть."
Логика - потрясающая. Мне от чего-то плохо - значит это нужно уничтожить. А может причина внутри, а не снаружи?
Глава "О священниках"
"Также и между ними есть герои; многие из них слишком страдали; поэтому они хотят заставить других страдать."
Вопрос о том, что может быть их герои никого не хотят заставить страдать, почему-то не обсуждается. При всей моей нелюбви к христианству (как и к другим религиям) как к понятию, хочу заметить, что нельзя переносить все его недостатки на отдельных носителей.
"Здесь (в соборах) душа не смеет взлететь на высоту свою!"
Неверно. Многие великие люди были истинно верующими и их вера помогала им.
" Знаками крови писали они на пути, по которому они шли, и
их безумие учило, что кровью свидетельствуется истина."
"Из всего написанного люблю я только то, что пишется своей
кровью. Пиши кровью -- и ты узнаешь, что кровь есть дух."
Первая фраза из главы "О священниках", вторая - из "О чтении и письме". По-моему, тут имеет место быть серьезное противоречие.
Добавлено в [mergetime]1079216896[/mergetime]: Цитата
"Он никогда не представлял себе человека, который, обладая всем бесстрашием и упрямой гордостью сверхчеловека, тем не менее, не причиняет страданий, потому что у него нет такого желания" - таким и предстаёт перед нами Сверхчеловек Фридриха Ницше. ... Только я не понимаю, причём здесь святой. От природы ли, из-за боязни - это не имеет значения. Для Ницше они одинаково отвратительны. И просто кощунственно между святыми и Сверхлюдьми проводить какую-либо параллель. На лицо грубая подмена понятий.
Лично для меня, процитированная тобой строчка Рассела кажется образцом святого. Расселу, видимо, тоже так казалось. Возможно, это отличается от стандартного понимания, (видимо, не просто так Рассела отлучили от церкви

). И я не понимаю, при чем здесь кощунство. Данный термин употребляется там, где идут вопросы веры. Я предпочитаю вопросы веры не рассматривать. Вопросы веры появляются там, где истины достичь не удается. Я же предпочитаю осмысливать любой текст. Если написанное там получено из разумных предпосылок разумными правилами вывода - значит, "в пределах погрешности разумности" этот текст истинен. Но я стараюсь не действовать по принципу "Учение Христа (Аллаха, Маркса, Ницше ...) истинно просто потому что это учение Христа (Аллаха, Маркса, Ницше ...).
Будем читать дальше. Но есть у меня подозрение, что еще немного и я с Ницше переключусь на Винера