uteha.ru Dragonlance Мир Dragonlance Цитадель Олмера Золотая Луна Флинт Танис Мир Dragonlance


Темы форума:







  Поиск по сайту:       Карта сайта    Версия для печати   

Рейстлин был неудачником



В современной психологии очень распространения теория программируемого поведения и самооправдывающихся пророчеств, суть которых примерно в следующем - если человек верит в то, что потерпит неудачу, он бессознательно выстраивает свое поведение таким образом, чтобы это неудачу потерпеть, а потом удовлетворенно думать - "да, я так и знал".

Какое это отношение имеет к Рейстлину? На мой взгляд, все его поведение, что бы он ни говорил, было запрограммировано на одну глобальную неудачу с летальным исходом.

Тому есть две причины:

1) "Он был создан не для жизни сей" (Хармс). Достаточно вспомнить его рафинированность и постоянно искусственное поведение и станет понятно, что жить ему было в действительности очень тяжело. В "И.Б." это подробно раскрывается в концепции пустоты, которую он очень давно ощущал.. как мы помним, это было настолько ужасно, что в итоге он предпочел "смерть".

2) Зрение. Его глаза должны были оказать на его психику очень серьезное влияние, а именно - приучить к мысли о невозможности к долгой жизни. Действительно,какая там долгая жизнь, когда ты видишь, как все истлевает.

Поэтому, прибегая к Эриху Фромму, можно было сказать, что Рейстлин был некрофилом - не в смысле того, разумеется, что ему хотелось трупы, а в философско-психологическом понимании этого слова. Рейстлин бессознательно стремился к смерти, он был запрограммирован на то, чтобы сеять смерть и умереть самому. Кому интересно - см. "Анатомия человеческой деструктивности". Кому достаточно общего - см. вставку в конце, это хоть и Википедия, но все правильно написано и корректно

Итак, Рейстлин бессознательно воспринимал себя как орудие смерти и ее служителя. Именно этим обоснована его самоубийственная эпопея в Трилогии Легенд. Именно этим обоснован его отказ не предложение Китиары "захватить Кринн" и из этого проистекает его нежелание поучаствовать в общественной жизни.

То, что было описано в Трилогии Легенд - пример возмутительного расточительства своих удивительных способностей. Суицидальное, деструктивное поведение.

Как известно, есть куча способов стать богом. Самый верный - power of belief. Законы мироздания таковы, что Рейстлину достаточно было бы всего несколько лет конструктивной деятельности во вне Башни - и он уже бы стал полубогом. С такой-то силищей, кучей нерешенных проблем и кстати пришедшемуся периоду религиозного ренессанса.

Но вместо этого он идет "по разрушительному пути в ничто" (Дж. Толкиен). Даже победив Такхизис, он не может остановиться на достигнутом и начинает просто крушить все подряд - даже без продуманной стратегии. Верхом идиотизма было перебить свою паству (то есть лишить себя подпитки) и потом просто разнести мир, не послушав ни Гилеана, ни Астинуса, никого.

Кто-то возможно скажет, что это честолюбие - вроде Фистандантилус не был некрофилом, но вот богом был стать очень не прочь.

Но Фист был изначально патологически властолюбив. Тяга к власти была записана у него на подкорке, а Рейстлин это было лишь следствием комплексов, от которых смешно не избавиться, став архимагом. Это раз. Во-вторых, честолюбие всегда связано с общественным мнением. Вспомните театральность действий Рейстлина - он постоянно работал на публику. Поэтому ему было невыгодно ее уничтожать - кто же будет его почитать и боготоворить.

В-третьих, кто сказал, что Фист не был таким же фроммовским некрофилом? Дед баловался некромантией на протяжении столетий, сосал жизнь из молодых учеников и по неточным данным вообще стал личем. Как можно судить о его психике?

Поэтому дело не в честолюбии. В конечном счете, Рейстлин был умным человеком и не мог не понимать, что пора остановиться. Но увы, не мог.

Именно это дает мне основания утверждать, что он был запрограммирован на суицид. То есть на неудачу. То есть был неудачником. Лузером.

Биофилия и некрофилия

Здесь проявляется еще одна грань теории Фромма — полярность биофилии и некрофилии. Некрофилия в данном случае понимается как ненависть к живому и любовь к мертвому, ее можно рассматривать как крайнюю форму непродуктивной ориентации характера. Фромм обращает внимание на лозунг испанских фалангистов — «Да здравствует смерть!» — как на явно некрофильский. Он также усматривает некрофильские черты в разрушительных тенденциях современной цивилизации — в угрозе ядерного уничтожения, в экологическом кризисе, в подчинении всех сторон жизни нуждам индустриальной «мегамашины».

Самые крайние формы некрофилии проявляются в виде стремления к тотальному разрушению. Это происходит, когда личность оказывается неспособной не только к любви и творчеству, но даже к обладанию, и у нее остается единственный выход — уничтожение всего. Эти черты некрофилии продемонстрировал нацистский режим в Германии во время своего отступления и агонии. «Архитектор, с воодушевлением планировавший переустройство Вены, Линца, Мюнхена и Берлина, он в то же самое время был тем человеком, который намеревался разрушить Париж, снести с лица земли Ленинград и в конечном счете уничтожить всю Германию», — говорит Фромм о Гитлере в своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» (1973). Последняя глава этой книги так и называется — «Злокачественная агрессия: Адольф Гитлер — клинический случай некрофилии».